01 Февраля 2013 12:02Автор: Осадчук Василий  /  Просмотры: 6096

Заметки с Эльбруса

Минги-тау, гора счастья... Заметки с Эльбруса*

Эльбрус это дивная Минги-Гора
Одна лишь такая на тысячи гор
И тех, кому Минги была, как игра
На ней не нашли до сих пор...
А. Школьников

Часть 1. Пыль дорог.

Не так просто смыть с себя вокзальную пыль. 36 часов в поезде, хоть и в хорошем, все равно утомительно. С каждой пролетевшей сотней километров, его оптимизм таял как весенний снег... В голову лезли самые отвратительные мысли... Хоть он и пытался их гнать, одиночество все равно давало о себе знать.

События разворачивались как в хорошем кавказском боевике. Машина которая должна была меня встречать в Пятигорске конечно опоздала. Хорошо что вокзал понятие круглосуточное, кофе в ларьках всегда в ассортименте. Так, за стаканчиком кофе, я наблюдал за утренним разбором полетов местной братвы и ночных бабочек. Время пролетело быстро... Серая буханка подкатила торохтя всеми болтами к условленному месту. Загружаясь в машину я заметил что она почти полная :-) оказалось, Валера приехал меня встречать всем семейством. Он, трое детишек, младшему из которых не более двух лет, и.... жена.Правда ее я увидел, вернее услышал, минут через 20 нашей поездки, она была нашим водителем... Я напрягся... Горы, ночь, туман, Кавказ, буханка с детьми и водитель девушка... Как то стало не по себе...

Но невзирая на мои опасения, наша буханка под управлением Лены, уверенно рассекала ночной туман, и через три часа, ровно по расписанию, мы въехали в поселок Нейтрино, который находится в Приэльбрусье на высоте 1900 метров. Валера же всю дорогу не давал мне спать и всячески пытался меня запугать. Рассказывая как все серьезно и опасно. По словам Валеры, а я им почему то доверял, ежегодно на Эльбрусе "снимают" минимум 15 людей, вернее то что от них осталось. Успешным восхождением могут похвастаться не более 10-20% новичков, а зимним восхождением единицы. И дело не только в умении. Главное удачное стечение всех факторов: здоровье, погода, желание и время! Обычное явление когда альпинисты пройдя акклиматизацию сидят неделю в хижине на высоте 4300 метров и ждут погоду. Так за весь январь было только два дня для возможности восхождения на вершину. А в момент написания этих строк, гора вот уже недели две как закрыта... Но мы надеемся на лучшее.

Акклиматизация длится шесть дней, на седьмой восхождение, так что у погоды есть время исправится.

Часть 2. Легко не будет. Высота 3100м.

Ранний подъем в 6 утра обрадовал все клеточки его мозга и тела. Быстрый завтрак, спуск в полной темноте по 298 ступенькам (легкая тренировка, а ведь по ней вечером пришлось подниматься...) к автобусной остановке. Автобус был полон народа, но никто не удивился зашедшим двум человекам с рюкзаками и лыжными палками. Утреннюю тишину на горе Чегет нарушал хруст снега под ногами парочки зачем то идущей вверх по лыжному склону. И только радостная собачка бежала рядом с людьми в надежде получить кусочек лакомства.

Сегодня у нас был первый акклиматизационный выход на гору Чегет. Высота которую нужно было достичь 3200 метров. Варианта восхождения два: по канатной дороге или пешком. Мой инструктор Саша почему то выбрал "самый легкий" путь, а именно пешком. Мотивируя это тем, что так легче пройдет акклиматизация, мышцы должны привыкать к нехватке кислорода. Я очень на это надеюсь, потому что теперь я снова еле хожу :-) Но обо всем по порядку. Первые же 100 метров дали понять, что легко не будет. Обутые в пластиковые альпинистские ботинки (в которых ходить не возможно) мы змейкой двигались вверх.

На первом привале я наконец то увидел то за чем приехал. Вершины величественного Эльбруса были залиты красивым красным светом рассвета, а сама Гора прошита золотыми нитками скал. Зрелище было неимоверное, но не долгое... Солнце взошло и Гора стала серьезной и неприступной. Ну что ж, завтра мы познакомимся ближе... А наш путь лежал дальше.

Выпив чаю, захваченного с собой в термосах, мы ползли дальше на Чегет. Вздох/выдох, левая/правая, вздох/выдох, левая/правая... Я смотрел на впереди идущего инструктора Сашу и удивлялся как легко он передвигается, а ведь ему уже полтинник... Я же, поначалу пытался от него не отставать, потом пытался не сильно отставать, а потом... Саша уговорил меня идти в своем темпе... Искал я этот "свой" темп долго... Вроде даже нашел... И уже обрадовался, заметив что устаю меньше, а потоки пота на спине и животе (да, оказывается живот тоже потеет) превратились в легкие ручейки. Но тут случилось, чего я совсем не ждал. Впереди был сплошной лед покрытый свежим снегом... Нам пришлось одеть кошки (это специальное приспособление, которое одевается на альп ботинок для передвижения по льду). Вес комплекта кошек 1,5 килограмма. Но мне они показались просто неподъемными. Да удобно и более безопасно идти, но вес... Ноги стали ватными и плохо передвигаемыми, а нам еще идти и идти...

И мы шли... Вернее инструктор шел, а я шшшшшшшееееееелллллл.... И ручейки на спине стали реками... Интересно сколько лишнего веса я сегодня сбросил? В добавок, начало сбиваться дыхание, дышать пришлось уже на каждый шаг вздох/выдох... Сердце просто тарахтело как двигатель буханки на которой меня встречали :-) Но мы шшшлллиии, медленно шаг за шагом, метр за метром, мы набирали высоту. Спустя три часа Саша дошел, а я дошаааагал до высоты 2800 метров, на которой находится вторая очередь подъемника и кафе "Ая". Там мы и устроили получасовой отдых. Правда в кафе было не намного теплее чем на улице, и я обняв обогреватель выпил три чашки горячего чая из облепихи, кстати очень вкусный чай и хорошо утоляет жажду. Правда в тот момент мне все казалось прекрасным, вкусным и отличным, что не связано с шаганием вверх и снежной пургой.

Немного о погоде. Чем выше мы поднимались тем сильнее поднимался ветер, а потом и вовсе началась снежная пурга, из за которой ничего не видно, ну и мало приятного когда мелкий снег с хорошим ветром хлещет по лицу... Но мы уже согревались и пили вкусный чай... А впереди еще пару часов подъема...

Сверху, проезжающие на подъемнике лыжники с любопытством наблюдали за двумя чудаками, зигзагами движущимися по склону вверх. У них были палки, но лыжи видимо где то потерялись.

Так набрав еще 100 метров высоты, мы посоветовались и я решил... Вернуться к подъемнику и набрать остаток высоты уже на нем. Саша совсем не сопротивляться... Тем более подъемник, из за непогоды, могут в любой момент отключить, и вот тогда нам пришлось бы повторить весь маршрут восхождения только в обратном направлении... И мы пошли вниз... Оказалось что идти вниз тоже не легко и ноги устают еще быстрее, я даже умудрился пару раз плюхнуться в снег, но кошки не позволили продолжить скольжение. Кое как но спустились, поднялись на подъемнике на высоту 3100 метров. Побродив немного на нужной высоте, мы спустились на подъемнике в самый низ, где высота 2000 метров.

Первая задача с трудом но выполнена. А завтра меня ждет второй этап акклиматизации и первый этап восхождения на Эльбрус. Мы должны подняться на высоту 3800 метров, и провести там две ночевки. Все хорошо, но в месте ночевок нет ни отопления, ни электричества... Так что будет весело и интересно...

Часть 3. Снежный плен. Высота 3800м.

Снежная буря не утихала третьи сутки. Одинокий огонек свечи в домике, освещал лица двух людей, о чем то вяло беседующих. Иногда они выбегали из хижины со спущенными штанами и молниеносно забегали обратно. Они это называли- сходить в туалет...

Оказалось действительно весело, вот уже третьи сутки сидим невылазно в домике на бочках. Снежная буря не прекращается, ветер сбывает с ног. Сделали попытку выйти на 10 минут и с трудом вернулись обратно, ноги и руки замерзают сразу, температура на улице около -30 градусов, в домике -5. Ночь прошла под лозунгом долой сон, заснуть я так и не смог, спальник на -18 оказался не особо теплым при -5. Лежал в одежде и не мог расслабиться.

Поход в туалет равнозначен маленькому подвигу, можно до него не дойти или не найти в снежной пурге, а если нашел то постарайся не отморозить попу, а если попу сберег, то теперь попробуй обратно дойди :-) Дорога сюда тоже была очень живописной и интересной. На подъемнике мы поднялись на высоту 3500 метров, оставалось набрать высоту 300 метров...вроде и не много... 300 метров высоты и 2 км дистанция, это означает что подъем будет крутым. Так и вышло, на спине рюкзак под 30 кг и вперед... Устал это не то слово... Поднимались мы долго, около 3 часов. Сильный, шквальный ветер загоняет мелкий снег в каждую щелочку. На середине пути мой темп составлял 40 шагов/пол минуты отдыха... Вот так и доплелся...

Сегодня по плану мы должны были еще забросить продукты на следующую стоянку, на высоту 4100 метров и вернуться обратно на бочки. Но, мы предполагаем, а Гора располагает... Ждем завтрашнего утра, может распогодится.

Много нового узнаешь на высоте не только о себе, но и о других интересных фактах. Например, вчера мы чистили замерзшие яйца как картошку, потом нарезали и жарили. Бутылка воды на столе при -5 не замерзает, но как только ее немного встряхнуть она на глазах превращается в лед. Зрелище впечатляющее. Зажигалка на высоте работает с трудом. Процесс приготовления пищи происходит намного дольше чем в низине. Картошку полностью пожарить уже не возможно, только тушить.

Часть 4. Горы нам улыбнулись. Высота 4100 - 4300м.

Он сидел на снегу и любовался, впервые за все дни, открывшемуся прекрасному пейзажу. Наконец то, пред ним открылись вершины Эльбруса. И казалось что Эльб улыбается человеку стоящему у его подножья, на самом деле, Гора насмехалась над ним...

Мы все же забирались на высоту 4100 метров, здесь у нас запланированы четыре ночи. Утром погода нас удивила, и я впервые увидел горы, безумно красиво. Видимость бескрайняя, весь горный массив лежал передо мной. Ветра нет, полный штиль. Красотища. Мы быстро собрали свои рюкзаки и вышли на маршрут. Нам нужно было пройти 4км и набрать 300 метров высоты. Мороз стоял хороший, о чем мне сразу сообщили задубевшие пальцы рук. Волей случая мимо проезжал снегоход, который мне удалось остановить. За символическую сумму в тысячу рублей он согласился нас подвести :-)

Добравшись до нашей хижины мы увидели удручающую картину, окно выбито ветром, дверь завалена снегом. Вся хижина в снегу... Что делать, начали откапывать и убирать снег внутри. Окно забили ковриком-карематом, почистили от снега помещение, на сколько это было возможно. Температура внутри -12 градусов, веселье продолжается. Выпили чайку, немного согрелись, отдышались и пошли дальше набирать высоту для акклиматизации. Нужно набрать еще 200 метров, хорошо хоть на легке без рюкзаков.

Справились мы примерно за 2,5 часа и уже на спуске погода опять начала показывать свои капризы. Поднялся ветер, пошел снег, видимость 20 метров... Хорошо, что успели добраться до хижины. Саня как обычно приготовил вкусный обед/ужин, я как обычно еле затолкал его в себя, и вот теперь с головой закутавшись в спальник пишу эти строки...

Немного о самочувствии и акклиматизации. Вчера появились первые признаки обезвоживания: сильная сухость в горле, впечатление что стенки горла склеиваются, мало пьем жидкости... Начинают опухать лицо и ноги, это тоже обезвоживание. Есть не хочется категорически, но надо, заталкиваю в себя хоть минимум. После короткой физической нагрузки приходится по 5 минут отдыхать/отдышаться. Иногда дольше. На маршруте, кажется что сердце переместилось из груди в горло и вот вот выскочит.

Теперь о сне, вернее о попытках заснуть. Как известно что бы заснуть нужно расслабиться, а сделать это при минус десяти почти не реально, не помогают ни три пары носков, ни термобелье со свитером... Ноги, как самая дальняя часть тела заворачивается в пуховик, на руки перчатки и в самое теплое место... На голову шапку и фонарик, голова то снаружи то в спальнике, долго внутри не продержишь, начинаешь задыхаться от недостатка кислорода... А снаружи от дыхания на спальнике собирается конденсат и как только ты задремлешь капает тебе в глаз :-) вот так и спим.

Мой инструктор/гид Александр Школьников или просто Саша. Сами понимаете, около десяти дней плечом к плечу в полной автономии... Как тут не написать о человеке, особенно о таком ярком. Его энергии я не перестаю удивляться, я почти падаю от усталости на колени, а он в свои пятьдесят, активничает, то обед, то ужин, то чаек... Прекрасно готовит. По образованию физик, по должности главный инструктор по альпинизму в Приэльбрусье, по званию КМС альпинист, Снежный Барс, по религиозным убеждениям мусульманин. В целом нам было о чем поговорить, а его рассказами можно заслушаться, еще и стихи пишет и философией увлекается. Так что с гидом мне очень повезло!

Ну все пора спать, завтра очень трудный день, идем на скалы Пастухова, по леднику, высота 4600 метров. Если погода нам позволит...

Часть 5. Поцелуй Горы. Высота 4600м.

Утром скрипя зубами он вылез из теплого спальника. Температура ничего нового не показала, те же -12 градусов. Собрав остатки воли он стал медленно натягивать теплую одежду, минута одевания, минута отдыха. Ему было все также тяжело дышать, а мелкая дрожь холода во всем теле не давала сосредоточиться...

Как то бодренько мы сегодня преодолели вчерашний маршрут, но нам нужно идти еще дальше, набрать еще 300 метров. Сегодняшняя планка 4600 метров находится на нижней кромке скал Пастухова. Ветер сильный, но видимость хорошая, в минуты отдыха, оборачиваясь назад, я любовался прекрасным видом белых гор. Любовался пока были силы, сильный ветер моментально замораживал пот на спине, от этого становилось холодно и не комфортно. Руки дубеют моментально, ноги мокрые... В общем ощущения на грани... Темп под конец маршрута на один шаг два вздоха/выдоха, останавливаться нельзя, медленно но нужно идти. Тем более идем в связке, Саня меня зачем то привязал к себе на трех метровую веревку.

Иду, в голове мыслей ноль, их все выдувает бешеный ветер. Начинается лед, смотрю под ноги, а там видимость внутрь ледника на 10-15 см., жутко... Кошки легко врезаются в лед, главное не терять равновесие. На палки опираться нельзя, работают только мышцы ног... Дошли или доползли, кто как...

Саня смотрит на меня и почему то говорит о срочном спуске, не сразу понимаю о чем он... Оказывается у меня на лице первые признаки обморожения, кожа побелела... Говорит дышать на лицо... Дышу, а сам думаю: от бл*ть не одел балаклаву. По глотку чая и начинаем спуск, погода начинает портится... Доходим до края ледника, с лицом вроде все в порядке, отходит. Ну раз отходит, значит начинаем уроки само спасения на льду... Это уже интересней :-) самофиксация тела с помощью ледобура, затем скольжение по льду с остановкой своей тушки при помощи ледоруба. Второе упражнение мне понравилось больше :-)

Вышли с ледника на снег, лучше бы по льду... Снега по колено, идти тяжело, ноги устают очень быстро. Медленно но дошли... После -20 с бешеным ветром, теплая хижина со своими -10, первые 15 минут кажутся раем. Потом начинаешь опять замерзать. Сижу втыкаю... У меня второй раз в жизни физическое истощение... Ничего не могу, ничего не хочу... Только горячий чай помогает понемногу прийти в себя...

Так проходит около часа, мозги не варят совсем, но активные движения Саши все же замечаю... То он лопатой убирает снег из хижины, то уже готовит обед... Не человек, а энерджайзер! На мой вопрос не устал ли он, говорит нет, привык... Я в шоке, как к такому можно привыкнуть. Вот и меня, наконец то, достает "горняшка"... Я уж думал пронесет... Сижу не могу пошевелиться, тошнота у самой кромки... В голове определяю место куда бежать... Куда куда, на улицу... А там белая стена, видимо этот факт помог мне справится с моим состоянием и понемногу приступы тошноты отступили... полегчало... Саня говорит что это из-за большого перепада высоты, набор и спуск в 500 метров на высотах 4100-4600 метров дал о себе знать... Сегодня я не ужинаю...

На лице остался темный след от обмораживания, Саня смеется, говорит это меня Гора поцеловала, со временем пройдет... Завтра день отдыха перед восхождением, за дверью опять начался снежный буран, просто белая стена, не видно ничего кроме белизны.

Часть 6. Восхождение?!

Этой ночью он впервые спал хорошо, усталось брала свое. Ему снилось лето, солнце и почему то покрытые зеленой травой вершины Эльбруса... Силы понемногу возвращались к нему и даже появился аппетит. Он успешно прошел акклиматизацию и остался последний шаг - восхождение.

Покой нам только снится... Утром, после завтрака, Саня предложил устроить небольшую экскурсию, сходить на "Приют 11", что ниже нас на 50 метров. Снега по колено, потопали... прогулялись. На горе никого, вот уже 6 день не видим людей... На обратном пути встретили сноубордистов, которых сюда закинул снегоход. Пару минут общения, комплимент в нашу сторону: "Ну вы еб*нутые"... Затем, наблюдаем виртуозный, быстрый спуск ребят... Вот бы нам так, то что они пролетают за 2 минуты, мы проходим в лучшем случае за пол часа.

На очередном сеансе связи с "низом" нам сообщают что еще как минимум 3-4 дня будет стоять непогода. Это говорит о том, что восхождение маловероятно. Ждем вечера и будем принимать решение по месту... В два часа ночи контрольный выход на улицу, для определения погоды... Открываем дверь хижины и упираемся в снег, дверь занесло почти до верха...

В купе было жарко, но только не ему. Каждой клеточкой он наслаждаться теплом. Лежа на верхней полке, он записывал события последних дней.

О восхождении уже речь не шла... Теперь спустится бы... Снег все продолжает идти, видимости никакой. Я набрал номер Тагира, водителя снегохода, и обговорил с ним возможность нашего спуска. Десять минут ожидания, обещанные Тагиром, растянулись на добрые пол часа, мы уже начинали волноваться за него. На эту высоту снегоход заезжает с трудом, а в условиях очень ограниченной видимости, такая поездка.... В общем можно и не доехать. Так и вышло, снегоход Тагира не смог добраться до нашей хижины, и я одев рюкзак вышел ему на встречу. Снега по пояс, вес рюкзака настойчиво погружает меня все глубже в снег... Каких то сто метров по глубокому снегу преодолеваю минут за десять. Снегоход не без труда разворачивается и мы едем вниз. Поездка еще та... Спускаемся по ограничительным вешкам, снегоход постоянно заносит, лично я вообще ничего не вижу, куда ехать?! Вокруг все белое... Но Тагир парень опытный, и мы доезжаем без приключений...

Внизу встречаем начальника местного МЧС, тот рад нас видеть: "Саня я знал, что ты опытный и сможешь вернуться! Надвигается циклон и погода будет еще хуже, а снег который никак не хочет заканчиваться может вызвать лавины"...

Жадно поедая шашлык, о котором я мечтал последние дни, я думал о том, как мы зависимы от цивилизации. От тепла "по умолчанию", от комфортного туалета и горячей воды... И все же, организм человека мощная машина, способная перенести многие трудности, особенно в условиях безысходности. Хотя почему безысходности, ведь в любой момент мы могли либо начать спуск, либо в крайнем случае вызвать бригаду спасателей, правда они тоже люди, и работают только когда непогода утихает. А на Эльбе это может растянуться на неограниченное время.

Он стоял в самом низу Горы спиной к вершине. Он чувствовал, что в спину ему насмешливо смотрит Эльб. Он обернулся, посмотрел вверх и прошептал: "Спасибо Эльб, что отпустил меня..., до встречи..."

* Гора Эльбрус имеет несколько названий. На арийском: Алатырь гора, на местном, балкарском: Минги-тау, что в переводе означает Гора Счастья, местный народ Гору называют ласково: Эльб, Эль или чаще просто Гора.

Марте в марте.

В багровом закате тускнеет Эльбрус
Внизу тишина облаков подо мной
Я через неделю обратно вернусь
И снова на верх, как домой...

И буду опять свою печку топить
И бешеный ветер со снегом глотать
И рядом с тобою весь вечер шутить
И верить в успех и ждать

К чему тебе кошки? Не гожиль коньки?
Да только вот этот вот мой "стадион"
Он перед глазами встает "на дыбы"
Зеленым льдом выстелив склон

И как тебя в марте сюда занесло?
На это же есть и июль или май
Скажи теперь правду себе, как на зло
И мечте... Что, мечта, прощай?

Эльбрус это дивная Минги-гора
Одна лишь такая на тысячу гор
И тех, кому Минги была как игра
На ней не нашли до сих пор

В алом рассвете пылает Эльбрус
Такого же цвета твоя и мечта
Ты дома оставь:"Нет, я не вернусь!"
И летом, приедешь сюда...