Вооружившись советами как, куда, за сколько и где..... Мы начали свой путь/процесс замены вод удост с украинских на словенские.
Права у нас с женой старого образца, ламинирование, а не пластиковые. Нужные категории: жене - В (автомат), мне: А, В, ВЕ (мото, авто, авто с прицепом). К слову в украинских правах у меня открыты все возможные категории, у жены только В. Опыт езды имеется и большой....
Первым делом поехали мы на мед осмотр... Живем мы в пригороде Любляны, поэтому обратились в местный здравственный дом в Гросупле. Нашли нужный отдел... Вернее дверь :-) где нам ответили что врач в отпуске и едьте вы в Любляну в любой здравственный дом...
Мы поехали в первый упомянутый медсестрой ... Диагностический Центр "Clarus" в ВТС. Там нас записали на комиссию через неделю... Раньше занято!
И! Важный момент! Если вы проходите комиссию не в своем здравственном доме, то вам нужно зайти в свой и попросить отправить вашу мед карту по нужному адресу мед учреждения.
Прошла неделя.... Приехали в назначенное время, прождали 10 минут, потом минут 15 заполняли какие то анкеты... В итоге, через минут 30 от назначенного времени попали к первому врачу.
Окулист. Проверяют хорошо и если у вас есть проблемы со зрением, то их выявят... Сам процесс простой, смотрите в аппарат, в котором меняются картинки и называете что видите... Сначала были цыфри, 5 рядов. Попросили назвать четвертый рядок с лево на право.... Если плохо видно, читаешь третий.
Не знаю сколько ошибок допускается, но у нас было и по 1 и по 2, а иногда и по 3 ошибки в ряду.... После цыфр появились кружечки с вырезами, нужно было сказать "на сколько часов" вырез.
Потом нужно было назвать одинаковые линии (выпуклые и не выпуклые), затем включилась лампа... Это типа нас ослепили... ГЕСТАПО... Опять все по кругу...
Потом проверка перефирийного (бокового) зрения. Смотришь на картинку в аппарате, а сбоку блеклый кружок света меняет свое расположение и ты должен ответить где он, право/лево... При этом у меня он был зеленый, а у жены почему то желтый... Кто то из нас явно легкий дальтоник… :-) Далее, разноцветные цифри из мозаики, называешь что видишь...
Затем, другой кабинет, меряют давление.... Уточняют нужные категории... Читают анкету, задают пару глупых вопросов об алкоголе и наркотиках и.... Если все "гуд" выгоняют из кабинета :-)
Затем, вам выдают заключение годны или нет. Все, на этом либо конец вашей водительской карьере или конец начала бюрократическим страданиям :-) В нашем случае было все ОК, что странно, так как у жены есть небольшие проблемы со зрением... Ей даже порекомендовали: "а может всё же очки?"....
Далее.... С этим заключением + паспорт, вод удостоверение, карточка ВНЖ (от 6 месяцев проживания!!!) мы пошли в местную управну еноту (в Гросупле). Там посмотрели на наши доки и сказали что нам еще нужно: подтверждение с украинского МРЭО об оригинальности наших водительских удостоверений и судебный перевод справки и вод. удостоверения...
На что я искренне возмутился и сказал, что справок таких украинское МРЭО не выдает и вообще в управной еноте Любляны мол такого не просят...
Вопрос референта был молниеносным:" так чего ж вы там не сдали документы?!", на что я снова очень искренне и гордо заявил: "потому что мы живем в Гросупле, а не в Любляне..."
Но видимо моей гордости было мало, а искренность не показалась достаточной.... Список требуемых документов не уменьшился... Мы гордо и обиженно забрали свои документы. И со словами "We go in Ljubljana..." Удалились...
В Люблянской управой еноте была небольшая очередь... Талончик, ожидание в 20 минут и мы сидим на стульчиках перед референтом... Говорю на корявом словенском типа: меняла бы хотела удостоверание извозчика..." Но нас поняли :-) взяли доки, посмотрели, чего то там в рачунальнике (компе) по нажимали... Пробубнили... "Ага 6 месяцев есть..." Потом отдали мне мои доки... Никаких анкет и подписей... На документах моей жены задали непонятный вопрос... Но я на всякий случай ляпнул "не омеяно..." (типа не ограничен срок действия вод удостоверения) и угадал... Вернули доки жены и типа "v redu" (готово)....
Неееет, ну а где podtverdilo? Спрашиваю я... А не надо... Отвечает референт... И дает мне распечатанную выписку из закона об обмене прав для иностранцев... И таки не надо!!!! Никакого подтвердило.... Сказала идите вы... В автошколу.... Ну мы и пошли....
В первой автошколе (AMZS на Дунайской 128) мы оформили жену. Там есть русскоязычный инструктор Miro. За 10 евро нам вручили книжечку вождения и телефон инструктора... Типа звоните и уточняйте время и дату первого урока вождения... Позвонили... Уточнили... Договорились на урок через 3 дня... Я уточнил что нужна машина на автомате... Net problem...ответил Miro. Его русский вселял надежду... Со мной в этой автошколе не сложилось... "Ми хлопцi балуванi"... Нам подавай и мотоцикл и авто, да еще и с прицепом.... Prikolici (прицепа) у них не оказалось... Но был назван телефон и адресс другой автошколы где он есть... Поехали туда...
А там нужный человек в отпуске... Поехали мы в свое Гросупле... В местную автошколу, там даже на трактор обучают... Но и там не оказалось прицепа... Но снова был выдан телефон и адрес автошколы где "Фсе" есть... Опять Любляна, Рудник, Опекарская 15... Знакомый адрес? :-) да, соседнее здание с офисом Татьяны (для тех кто в теме....).
В этой автошколе меня ждала удача! Все есть, все можем, все сделаем... НО на следующей неделе...ок... Выписали мне две книжечки вождения, одну на мото, вторую на авто+прицеп. Кстати, если вам нужны категории В и ВЕ (авто и авто с прицепом) то обучаетесь и сдаете экзамен только с прицепом, В категорию получаете автоматом....
Наступила пятница... Надеюсь не черная...:-) время "Х" для моей "Скво"… Машинка оказалась стареньким Opel Corsa но на автомате… для Словении это zelo zelo раритет :-) Я напросился пассажиром… взяли… не смогли отказать… с такой то харизмой… :-)
Катались ровно один час по городу… проехали пол города… Главное, что я понял, это вертеть головой, тормозим… смотрим во все зеркала… ПОКАЗАТЕЛЬНО смотрим, что бы все экзаменаторы заметили как вы смотрите в зеркала… Поворот на право… опять смотрим в правое зеркало И в окно пассажира… мертвая зона для водителя, НО шанс выжить для велосипедиста… это ОЧЕНЬ важный момент!!! Покатались, попотели... Назначили жене еще три часа… а потом можно на экзамен…
Мое вождение… мне как авто спортсмену профессионалу, со стажем вождения более 25 лет и участия в автогонках более 5 лет, идти на обучение в автошколу… мягко говоря "западло…" В "прошлой жизни" я сам обучал людей правильной езде… а теперь меня учить?! НО, надо Вася… Радости моей не было предела, когда я понял, что ездить буду на предпоследнем варианте Mercedes Vito и совсем не большим прицепом :-) как то, последнее время, моя тяга с внедорожников трансформируется в тягу к минибусикам...
Пару раз я конечно заглох… но чисто для приличия, что бы не обидеть инструктора своей квалификацией :-) Потом все пошло как по маслу, опыт не пропьешь… возникли некоторые трудности при развороте, способом сдачи назад… ну слишком давно я ездил с прицепом… но на третий раз, получил чисто словенское "SUPEEER" :-) Мой час вождения почему то длился целых 1 час 45 минут… На вопрос сколько я еще должен мучать Вас своим присутствием? Ответ был неожиданным… 6-7-8 часов… видно пить надо меньше… опыт начал пропиваться :-)
Что еще интересно: книжка вождения жены лежит дома… мою забрал инструктор, вместе с медицинской справкой … почему так не знаю… Второй урок вождения внес ясность… оказывается один урок длится 50 минут. Тоесть у меня были спаренные уроки, у жены по часу… итого, у меня уже целых 4 урока… сошлись с инструктором на цифре 7 уроков + 1 час на экзамен. Выставили мне счет в 238 евро… получается стоимость одного занятия (50 минут) примерно 30 евро (категория ВЕ с прицепом). Учитывая стоимость урока у жены (старая калымага на автомате без прицепа "это я о машине") прости дорогая, не смог удержаться :-)…так вот, 26 евро… разница всего в 4 евро… но машина хорошая, прицеп послушный…
Кстати о машине… как я уже писал, попался мне новехонький мерседес вито. С пробегом под 20 тыс. км. И как оказалось машина не инструктора, а автошколы Ezica. Автомобиль моего инструктора угнали месяц назад!!! Вместе с прицепом. Меня уже начинает пугать ситуация с угоном авто в Словении… второй случай за эту неделю…:-(
И снова управна енота… идем записываться на экзамен… Как всегда, очередь из 10 человек, талончик, пол часа ожидания... И мы у референта. "Želimo, da se določi datum za izpit"... Фразу я пытался запомнить все время сидя в ожидании… запомнил :-) Спросили какой день мы желаем… Самое раннее было через 6 дней, но мой инструктор занят в этот день, поэтому записались на день через две недели.
Из документов с собой нужно иметь: книжка вождения, медицинская справка, ваше водительское удостоверение и карточка ВНЖ.
Не понравился момент, что сидя у референта нужно звонить инструктору и согласовывать дату и время экзамена… своему я дозвонился с третьего раза… Все понимаю, но это неудобно! Референт сидит ждет… люди ждут… я нервничаю… маразм какой то…
Вот, теперь еще пара уроков вождения и на экзамен… Сегодня был экзамен у меня, завтра у жены…
Перед экзаменом я откатал последние два часа с инструктором. Как правило так делают все, ездят час до экзамена… вкатываются и вспоминают все чему учили… За 15 минут до начала экзамена мы подъехали на место старта. Мест на стоянке для учеников не было, поэтому мы припарковались на остановке автобуса :-) на мой вопрос… а можно ли?… инструктор ответил … нужно… и вообще это проблема автобуса, а не наша …
Экзаменатор появился где то между 4-5 сигаретой …:-) в ровно назначенное время. Дедушка лет 55-65, достаточно приятный и любезный. Приветствие, знакомство, ля ля траля ля… поехали… Поборов излишнюю нервозность… на первом же повороте на право я не пропустил велосипед… ну и не особо помешал ему… успел проехать прямо перед носом у него… потом я объяснил это, что показывал рекламу на прицепе :-)
Покрутились по городу, выехали на автобан, на парковке для фур меня попросили припарковаться… задним ходом… с третьего раза я всё же заехал между полосками …:-) Проблема в том, что парковочные места для фур размещены наискось… а я тренировался разворотам на обычной дороге… а там дороги под 90 градусов… Короче понял что ВСЕ ПРОПАЛО :-(… расслабился окончательно и начал шутить с экзаменатором… типа нафиг тот экзамен… поедем ка кофе попьем… он посмеялся, но экзамен продолжился…
В целом кроме велосипедиста и парковки ошибок вроде не было… Весь процесс длился 40 минут, финиш в том же месте… Припарковался я, сижу жду вердикта… GOOD, very good… ?!?!… УРЯЯЯЯЯЯ… я сдал!!! Тут сразу поздравления, цветы, шампанское… что то я замечтался… привел в чувство меня инструктор… говорит пошли покурим, и обратно поедет он за рулем :-)
Завтра поедем с женой сдавать ее экзамен (на своей машине).
Завтра наступило… часик езды перед экзаменом с инструктором не вселил в меня уверенность о сдаче с первого раза… но надежда умирает последней… Кстати на своей машине сдавать не получилось из за украинской регистрации авто… инструктор сказал НИЗЯ…
В ровно назначенное время группа экзаменаторов вышла из своего логова…
- Gospa Irina? - Ага, це Я - Ну поехали…
Финишировали наши первые… На лице улыбка… хороший знак :-) Таки сдали… УРРРРЯ три раза :-) Гора с плеч и деньги останутся на месте :-) Осталось мне сдать вождение на мотоцикле.
И тут возникла небольшая, но всё же проблема… Мой инструктор потребовал от меня иметь полную экипировку… Все есть, кроме брюк с защитой… самая бесполезная вещь в гардеробе мотоциклиста. Купить и потом ни разу не одеть? Друзья байкеры далеко, одолжить не получится. И я делаю ход конем и записываюсь в другую автошколу, к тому самому Миро, у которого училась жена. У них в школе всю экипировку выдают… вот так :-)
В понедельник первое вождение и после него побежим в управну ноту: я записываться на экзамен, а жена уже менять права. Далее следует…
А пока немного подробностей о самом процессе экзамена.
- Волнуются все и это нормально. Но всё же постарайтесь "унять вашу мать" в смысле успокоится. В конечном счете, чего боятся то? Ну потратите лишние 40-50 евро и сдадите в следующий раз.
- вертите головой! Не глазами, а головой!!! Это очень важно! Вертите где надо и не надо! - внимательно слушайте и делайте то, что говорит инструктор!!!
- немного юмора в процессе поможет настроить экзаменатора на хорошую оценку :-)
- не спешите, неторопливо но уверенно!
- на знаках стоп и уступи дорогу нужно остановится!
- когда стоите на светофоре… смотрите на ту часть дороги куда едите… знаки… разметка. А то многие станут и смотрят на светофор, когда ж тот зеленый загорится?! Не пропустить бы… а потом газ в пол… полетели… а знаков не заметили… а их же какие то "плохие люди" специально ставят в начале дороги, так еще и дерево посадили перед знаком… небось и поливают его регулярно, что б росло лучше, пышнее… что б знак прикрыло …:-)
- при повороте на право, ОБЯЗАТЕЛЬНО смотреть во второе пассажирское окно (правое)… именно там находится ответ на вопрос "жить или не жить" велосипедисту или пешеходу. Иногда там появляются и скутеры.
Далее… наступило…
Сегодня, первый день откатался два часа. Мот: Yamaha fz600 (шось таке)… короче городской нейк. Немного по городу, а потом на автодром, тот на котором сдавать буду. Скажу я вам… не легко даже умеючи :-) часик привыкал к моту, а потом вроде все получалось.
С чего состоит трасса: 3-4 змейки (ногами помогать нельзя:-))… далее остановка через каждые два метра и опора на разные ноги… затем очень медленное прохождение 10 метрового узкого участка…разворот… разгон до 50 км/час и рееееезкое торможение в определенном месте и остановка до фишки… разворот… змейка на скорости 30-40 км/час (мое любимое упражнение)… снова разворот и лосиный тест… разгон до 40-50 км/час и объехать препятствие без тормоза… при этом с какой стороны объезжать узнаешь в последний момент от экзаменатора… поднимает руку и нужно объехать с противоположной стороны… потом выезд в город… ну тут главное не увлечься и не свалить от экзаменатора, который должен ехать сзади на авто и в рацию передавать команды… от така веселуха :-)
День экзамена…
Погода не шептала… вчера ливень, сегодня пасмурно… вероятность сдавать экзамен в дождь не радовала… силой воли правой руки, мое тело было сброшено с кровати… а силой воли правой ноги, тело было отправлено на экзамен… левая нога предательски подрагивала… надо Вася, надо…
Часик тренировки.… и как на зло сплошные ошибки, то, что раньше получалось сразу и просто, теперь тоже не выходит… ну и ладно, как будет так и будет…
Экзаменатор появился внезапно… я даже докурить не успел… О! Тот же дедушка, который принимал у меня экзамен на авто с прицепом! Хороший знак :-) Я конечно, сказал ему об этом… на что получил ответ: "Значит все будет за*бись"… (с переводом последнего слова не уверен, но звездочка не помешает)
Ну поехали… а в голове "ты агрегат Дуся, ты Дуся агрегат…" Восьмерка… четыре раза… ЕСТЬ… остановка с поочередным касанием ноги земли (левой-правой) С правой ногой у меня постоянно были проблемы на тренировках… ЕСТЬ! Медленный коридор… ЕСТЬ! Змейка медленная… ЕСТЬ! Разгон до 50км/час и резкое торможение с остановкой в коридоре… ЕСТЬ! Разворот и змейка на 30 км/час… ЛЕГКО!
Лосинный тест…
- Ок, а тЭпЭр разгон до 30 км/час, тормози и обЯжай прЭпятствие бЭз тормоза, понял?"
- да!
Делаю…
- нЭт, нЭт… нЭ тормози…
- Вы же сказали с тормозом?!
- нЭт я такого нЭ говоритЬ! Давай Ишо раз!
Делаю…
- а тЭпЭр до 50км/час с торможЭниЭм по поднятой рукА!
Делаю…
- а тЭпЭр разгон до 50км/час и бЭз тормоза объезд прЭпятствия! Ок?!
- ок!
Делаю…
ХАрашо! Едем в город! Поехали…
- Ой стой стой!!! Поехали… стой стой…
Блин, он специально что ли?! Дверь он забыл закрыть в машине…
- Все, пАехали…
Езда по городу проблем не вызвала. Кроме одной… инструктор всю дорогу ТРЫНДЕЛ с экзаменатором в машине, а я всю дорогу это слушал в рацию. Местами это прилично мешало…
Весь экзамен продлился ровно час! После города мы вернулись на автодром… экзаменатор вышел из машины, посмотрел прямо мне в шлем… и показал руку с поднятым пальцем вверх!
ЕЕЕЕЕСТЬ!!!! Я ж говорил "Хороший дедуля" :-) И снова поздравления, овации, кофе, цветы… ну в смысле поехали мы обратно в автошколу… :-)
От привычка… еду и ловлю себя на мысле, что делаю все по правилам, как на экзамене… слежу за знаками, верчу все время головой… наверное это хорошо :-)
Ну теперь все просто… Управна Енота, сдача документов и неделя ежедневной проверки почтового ящика. Ах нет… высматривание почтальона :-) конверт с правами отдают лично в руки :-)
Вот и закончились наши мучения, чего и вам искренне желаю.
Скажу вам одну умную вещь! Что бы сдать в Словении на права - нужно уметь ездить! Шара не пройдет....
P. S. Позже расскажу, получится ли забрать обратно украинские права в Посольстве.