01 Октября 2010 02:10Автор: Администратор  /  Просмотры: 2609

Вепсском Лес: все жанры экстрима…

Возвращаясь из самого далекого уголка Ленинградской области, размышляя над названием этой статьи, мы долго ломали голову. С одной стороны хотелось, чтобы оно было кратким и строгим, соответствовало суровому стилю мероприятия. С другой же, хотелось сделать его пафосным, чтобы оно передавало весь смысл того, что там, в Вепсском Лесу, происходило. Остановились на том, что решили поиграть с понятием «экстрим», довольно избитым в нашем деле и применяющимся в повседневной жизни для усугубления ощущений от «отдыха» весьма праздно, как оказалось.

 



О ВЕПССКОМ ЛЕСЕ ходит множество слухов. Слава о жесткости этого трофи-рейда не дает покоя многим соратникам по цеху покорения Российского бездорожья. О нем слышали все, но мало кто решался там побывать, а тем более поучаствовать. А те, кто там бывает регулярно, много не болтает, обладает определенным характером, и никак не способствует делу распространения информации в массах. Таким образом, круг замыкается, и узнать что-либо в интересных подробностях не представляется возможным. Воспользовавшись ситуацией, команда «Вирус Свободы» решила убить сразу нескольких зайцев. Мы поехали туда не только за тем, чтобы самим воочию убедиться, что это действительно самое экстремальное соревнование на внедорожниках, но и чтобы сделать уникальный репортаж о знаменитом событии, о котором все слышали, но почти никто ничего не знает. Любопытство и азарт сделали свое дело. Непростительно поехать туда и не участвовать. Было принято решение выступать в категории «Туризм», ибо название этой категории весьма мирное, обещающее красивые виды природы, возможность сделать достойные фотографии для журнала, а так же успеть, не спеша, пообщаться с участниками и организаторами соревнования. Слово «туризм» ввело нас в заблуждение, но об этом ниже.

 



 Итак, вернемся к тому, что имеется в виду, когда речь идет о разных жанрах экстрима. Мы привыкли к тому, что в проводимых обычно мероприятиях, именуемых экстремальными, присутствуют один-два аспекта экстрима. Это может быть замысловатая трасса или хитрые правила игры, коварное время года или усугубившая условия погода. Здесь же организаторы до?тигли уникальности тем, что собрали весь экстрим в один большой букет, название которому ВЕПССКИЙ ЛЕС. Это природа, погода, автомобили, трасса, грунт, отсутствие связи, отсутствие эвакуации, люди, правила, и многие другие составляющие. Некоторые из этих ингредиентов не только заслуживают, но и требуют более тщательного анализа и уточнения.

 

Природный парк «Вепсский лес» - своеобразный музей под открытым небом. Вдалеке от суеты больших городов, шума автомобильных дорог и звонков мобильных телефонов на самом краю Ленинградской области уцелел островок нетронутой природы, экологически чистый, заповедный край. Край сотен озер, множества рек, богатых рыбой, родников с хрустальной водой, нетронутых участков тайги с разнообразным растительным и животным миром. Здесь на водоразделе бассейнов Балтийского и Каспийского морей сохраняются в первозданном виде уникальные природные комплексы и объекты. Здесь традиционно проживает малая народность России - вепсы, имеющие самобытную культуру, свой язык и традиции. Река Оять - одна из самых красивых и интересных рек на территории природного парка «Вепсский лес». На склонах ее берегов и раскинулся наш лагерь. Но не будем забегать вперед, а расскажем все, как было по порядку, в хронологической, так сказать, последовательности.

Итак, подготовка к соревнованию не была спонтанной, хотя, оглядываясь назад, можно было учесть некоторые детали. Мы планировали ехать в качестве журналистов на своем экспедиционном Land Cruiser 100GX, именуемой в кругах осведомленных 105-кой. Это уникальный автомобиль, легендарная надежность которого поражает уже далеко не первое поколение джиперов всего мира. Нам предстояло проделать по предварительным расчетам около 3500 км. Экипаж из трех человек - пилот Осадчук Василий и два штурмана Андрей Алексеенко и Андрей Снегирев. Но жизнь вносит свои коррективы. Интерес к мероприятию не замедлил ждать изменений в составе экспедиционеров. К нам присоединяются оператор и журналист, которые будут снимать фильм об альтернативных видах отдыха современных горожан. И вот нас уже пятеро, зеркало заднего вида забыто за ненужностью, под потолок вещей и оборудования, и мы уже в пути!

 

Благо, что экипаж наш уже слаженный, за плечами недавняя экспедиция в Арктику тем же составом. Здесь следует сделать отступление и обратить внимание читателя на то, что успех экспедиции зависит напрямую от человеческого фактора. То, как подобрана команда и как разные, каждый по своему уникальные люди, могут находиться вместе длительное время, определяет атмосферу в коллективе. Если в мирской жизни есть в тебе что-то негативное или затаенное, в экстремальном путешествии, когда все чувства и инстинкты обостряются, скрыть это невозможно, и оно выходит на поверхность, ставя всю экспедицию под угрозу срыва. Чтоб не ошибиться, мы непроверенных с собой не берем, хотя и даем возможность молодежи показать себя. Пока что ни одной осечки не было. Все члены команды «Вирус Свободы» прошли экзамен на прочность в коллективе. «Парня в горы с собой бери, не бросай одного его, там он в связке с тобой одной, сам поймешь, кто такой». Ведь для нас экспедиция - это не только сама поездка. Это наши отношения, прошлые и будущие, наши воспоминания, наша работа, наша жизнь, наконец. И допустить осечку здесь смерти подобно. Да и ответственность велика. Подобрав неправильно команду, рискуешь за несколько дней поломать то, что строилось годами.

 

Единственное приключение в дороге - это отсутствие приключений. Пограничники с обеих сторон нас уже узнают и принимают как близких друзей. Ни обыска, ни промедлений, и вот мы уже мчимся на север вдоль Беларусской границы в сторону Карелии. А параллельно с нами идет спортивный экипаж Сергея Остапенко, волоча за собой боевой УАЗ, которому будет суждено первым среди Украинских спортсменов выступить в этом нелегком состязании монстров, да еще в самой серьезной категории ТР-3, в которую попадают все прототипы.

Свернув с трассы Санкт-Петербург - Мурманск в сторону Алеховщины, мы ощутили чары приближающегося Вепсского Леса. Мистически сомкнулись тучи, было ощущение, что мы въезжаем в сказку. Вековые деревья словно кивали нам навстречу. А в конце, на 1643-м километре от нашей базы в Киеве был мост через реку Оять, пересекши который, мы торжественно въехали под вырубленную из дерева вывеску «Вепсский Лес» и тут же попали в лагерь таких же безумно счастливых, пока еще чистых, разбивающих лагерь участников и организаторов мероприятия. Спишем это на чары леса, но уже в пути всем нам пришла идея поучаствовать в соревновании. В этом году впервые в истории этого трофи-рейда, для привлечения большего количества участников, были введены категории «Туризм» и «Гранд-Туризм». Отличались эти категории тем, что в «Гранд-Туризме» можно было участвовать на любом полноприводном автомобиле, не оборудованным лебедкой, любоваться достопримечательностями и заниматься геокешингом, чтоб мероприятие не наскучило до его завершения. Наш же автомобиль был оборудован по последнему слову внедорожной техники, а экипажу опыта не занимать, и мы без колебаний зарегистрировались в категорию «Туризм».

В первый день соревнования, пока спортивные категории покоряли первый этап, называемый «Пролог», мы предавались своим журналистским обязанностям. Хотелось бы выразить благодарность организаторам, которые специально для таких как мы страждущих журналистов и зрителей ввели в «Пролог» так называемый Press Lap, то есть круг, на котором можно подойти близко к трассе и сделать превосходные снимки участников, которые уже во всей своей боевой красе ринулись в бой.

 



На следующий день, в положенное время мы прибыли к старту. Надо заметить, что я впервые напрягся, когда в машину стали прикреплять вещицу, которую называли «черный ящик». Известно, зачем эти штуки существуют. Зачем это оно нам в классе "Туризм»? Как оказалось наш «черный ящик» был GPS-приемником, который записывал наш трек для последующего изучения судейской коллегией и определения результатов. И технически правильное название его track logger. И вот дан старт, и мы ринулись покорять свой «туристический» маршрут. Уместно вернуться на пару часов назад, когда после регистрации все походили мимо и с удивлением комментировали, что мол, ничего себе, на такой машине, и в «Туризм»?! Не жалко? Сам Юрий Овчинников, хозяин мероприятия, сказал, что не советует на такой красивой машине «туда» ехать, так как она может превратиться в боевую и более никогда не вернуться в стройные ряды городских шикарных внедорожников. Но, по понятным причинам, останавливаться мы уже не могли. Да и не хотели.

 



Первые приключения на трассе начались, когда мы съехали с грунтовки в лес. Местные люди говорят, что заходить в этот лес можно, лишь попросив разрешения у Хозяина Леса. Но мы узнали об этом уже потом, когда вернулись, и потому въехав в лес, мы тут же остановились. Ровная дорога, зеленая травка... колеса крутятся на месте, и машина стоит как вкопанная. Такого качества глины мы у нас не видели. Колеса вмиг замылились и превратились в гладкие ровные катки, и только с помощью лебедки, скользя от одного края колеи к другому, удерживая руками машину на дороге, мы стали углубляться в Лес.



Далее опустим повествование о том, как мы забрались вглубь леса. В нем нет ничего примечательного для тех, кто хотя бы раз участвовал в трофи. Рвы, канавы, колея, глина, лебедка, вода из ручья - все это так привычно и обыденно, что даже неинтересно. Надо сказать, что промежуточной целью нашего маршрута была старая деревянная церковь, о которой все слышали, но мало кто видел. Судя по всему, это именно она нарисована на логотипе ВЕПССКОГО ЛЕСА. И вот мы подошли к первому болоту, без деревьев, с трясиной. Нам предстояло метров сто классической переправы с помощью удлинителей на лебедке, перетянуть тяжелый вездеход на другую сторону. Не теряя времени, мы принялись за работу.



Когда наша 105-ка была уже посередине, мы вдруг услышали рев моторов. Это впервые от точки старта. Нас обгоняли редкие квадрациклы, но автомобилей мы не видели. И вдруг из леса выползает нечто паукообразное! Мы не поверили своим глазам! Это был автомобиль класса ТР-3 прототип, в прост?народье «котлета». Они шли по той же трассе, что и мы. Замерев в растерянности, мы наслаждались видом прототипов, пересекающих один за одним наше болото и уходящих в глубь леса. Самое веселое в этом было то, что теперь дорогу было не узнать. Эти машиномонстры оставляли за собой колею глубиной до метра. С горем пополам все же выбравшись из болота мы продолжили пробиваться дальше в лес по уже разбитой прототипами дороге исключительно на лебедке, лишь изредка проламывая себе путь своим бампером, дымя мотором, по лесовозным колеям, разбросанным бревнам и камням. Машина выла, а мы тихо понимали, что усугубляющиеся условия и надвигающиеся сумерки очень скоро покажут нам всю «жесть» ВЕПССКОГО ЛЕСА во всей своей красе.



Лебедка начинала завывать, и аккумулятор не выдерживал нагрузок. Приходилось время от времени останавливаться, и на холостом ходу его подзаряжать, чтобы продвинуться еще на пару-тройку метров. И вдруг, в какой-то момент, наступила зловещая тишина... Двигатель умолк. И больше не хотел заводиться. Иссяк последний наш источник энергии, и мы остались один на один с Лесом. В мертвой тишине. За полчаса до наступления темноты. Успокаивало одно. Впереди у нас около 20 километров, а позади 9. Финиш закрывается послезавтра... Должны успеть.



Ночь в лесу наступает очень быстро, становится темно, хоть глаз выколи. Штурманы, вооружившись фонарями, пошли на разведку дороги вперед, а пилот и журналист с оператором остались ждать манны небесной в виде проезжающих мимо участников, от которых можно было бы «прикурить». Холодало. Разведка принесла предварительные результаты по дальнейшей навигации. Протопав более двух часов по трассе взад и вперед, мы были шокированы. Это была не дорога, а нечто невообразимое. Мы до этого никогда не видели такого. Для того, чтобы передать увиденное, я уже не один раз приводил следующий пример. Если бы мне предоставили технику и людей для постройки сложнейшей трассы для внедорожников, мне бы и в голову не пришло такое создать. А тут сама Природа постаралась сделать так, чтобы каждый сантиметр трассы был роковым. Лесная дорога, с двухметровой глубины рвами, наполненными глиняной жижей, с бревнами и камнями, вертикальными выходами из наполненных той же жижей ям, обойти которые никак не представлялось возможным. Глубина колеи порой достигала метра. Предварительное решение зрело - уходить в сторону и пробираться к финишу. Но утро вечера мудренее.



Ни одна машине не проехала мимо, наш крейсер стоял в полуметровой колее, остывая, покрываясь росой. Ночь спустилась на Вепсский Лес. Мы развели костер у обочины, открыли бутылочку Коктебеля 1994 года, и, легко перекусив, стали отходить ко сну, приютившись вокруг костра, то обжигая, то замораживая свои уставшие организмы.

Рассвет в Лесу необычайно красив. Но, как обычно, о красоте этой вспоминаешь потом, уже дома, когда ворошишь недавние воспоминания в стремлении передать свои чувства читателям. А тогда нас занимала одна мысль. Как быть и что делать. Один из вариантов решения заключался в том, чтобы кто-то «сбегал» в ближайший город за новым аккумулятором. 15 км до дороги, а потом еще 100, но уже на попутках. Так же обратно, но уже, если повезет, с аккумулятором, который надо будет еще принести в руках те же самые 15 км, ибо никакая попутка в Лес ни за что не сунется. Усугублялось это решение еще тем, что это было только половина дела. Если удастся завести машину, то выбираться из ловушки Леса - это отдельное приключение. И тут... откуда ни возьмись, появляется дуэт Ленд Крузеров «Авиатора» из Петрозаводска.



Второй год подряд, словно ангел-хранитель посылает нам этого человека в самый сложный момент, когда уже отчаяние начинает обуревать уставший разум. Впервые это случилось в Карелии, на «Карелия Трофи 2007», когда у нашей команды попросту разломалась лебедка, и мы не могли продолжать гонку после 2-го из 8-ми этапов. Этот человек просто предложил нам свою, новую, которую нам привезли на следующее утро из Петрозаводска его люди, и мы успешно продолжили гонку. В этот раз он просто нас завел. И поехал дальше. Вот так. Спасибо ему огромное от нашей команды. Сложно представить себе сценарий событий, если бы не эти с?авные ребята.

Мерно заурчал наш дизель, крейсер ожил, стало тепло и, казалось, что успех не за горами. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сломав бампером пару-тройку деревьев, мы довольно быстро развернули машину против шерсти трассы и стали медленно двигаться назад, к выходу из Леса.

На этом месте будет уместно напомнить читателю, что пока мы не спеша продирались вперед, нас объехали по той же трассе прототипы класса ТР-3, изрядно изменив характер покрытия дороги. Теперь она была похожа на распаханную лесовозную тропу, с равномерной глубиной колеи около полуметра. Болота, которые мы проходили практически первыми, стараясь не нарушить девственный покров, теперь были словно взорваны, и приходилось погружаться выше пояса, чтобы пробраться через беспорядочные колеи оставленные «котлетами». Наш рекорд пребывания на трофийной трассе составляет 31 час. Поставлен он был на 2-м участке Карелия Трофи 2007. На этот момент гонки, он был давно побит, а питьевая вода на всем маршруте по умолчанию бралась из ручьев и была цвета крепкого чая. Надо отдать должное команде. На этот раз Российское бездорожье хоть и удивило нас в очередной раз, но не застало нас врасплох. Дух команды, как единого организма, равно как здоровье и физические силы каждого из ее членов, были на высоте. Время летело незаметно. Переплетая крепкое словцо с шутками, потратив еще чуть более 12-ти часов, мы преодолели еще 9 километров бездорожья и, ко всеобщей радости, вышли «на сушу»...



Смеркалось. Сбросив в заготовленные мусорные пакеты одежду в глине, мы погрузились в наш автомобиль, и, уже не придерживаясь лимита скорости, через местный магазин, ринулись к финишу. Всего 90 км нас отделяло от заветной финишной черты. По дороге все, кроме пилота, пили пиво, веселились, и даже не помышляли о том, что нас подстерегало на финише. И это требует отдельного внимания, ибо является одним из самых главных уроков, которые мы привезли из Вепсского Леса, и чем хотим поделиться с вами, наши дорогие читатели.
Нас ждало второе место! Мы были в замешательстве. Это невозможно! Но оказывается, на этом соревновании далеко не каждый вовремя приходит на финиш. На момент закрытия финиша, в лагерь вернулись только 13 из 57 экипажей! Говорят, в былые годы из 35 возвращались только двое-трое. И этим славен ВЕПССКИЙ ЛЕС. Эвакуация не предусмотрена вообще. И этот факт лишь лишний раз толкает к раздумьям о том, делать ли следующий шаг. Ибо он может оказаться тем шагом, который оставит вас и вашу машину в Лесу надолго. А быть может и навсегда. Те, кто обошел нас на разных участках трассы, так и не пришли на финиш по разным причинам. Тяжелое бремя славы свалилось нам на плечи. Сама мысль о том, что мы заняли призовое место в таком состязании будоражило наши джиперские рассудки. Но и это не все. Команда Вирус Свободы стала первой Украинской командой, которая взяла призовое место в Российском трофи рейде.




Таким образом, мы пробили стену. И теперь мы знаем, что мы можем. Участие в ВЕПССКОМ ЛЕСЕ - это самый ценный трофей команды Вирус Свободы на сегодняшний день.



Мы надеемся, что вслед за нами, в будущем, придут и другие спортсмены, которые достойно будут представлять Украину на таких серьезных соревнованиях, и которые достойно войдут в ряды тех, кто сегодня составляет элиту европейского оффроудного движения.

Искренне ваш,

 

Комментарии
Copyright © 2024 Virus Свободы
Дизайн © Art harmony