27 Декабря 2010 15:12Автор: Администратор  /  Просмотры: 1846

Экспедиция "Волок"

ВОЛОК – древнерусское название места наибольшего сближения двух судоходных рек, где кратчайшим путём перетаскивались (переволакивались) по суше суда и грузы с одной реки на другую.

Большая Советская энциклопедия.

 

 

По роду моей «бездеятельности», ездить приходится далеко и часто, и вот, к какому выводу я пришел. «ВОЛОК» – проект для тех, кому интересно сочетать внедорожные приключения с изучением истории. Причем, в большом количестве и первого, и второго ингредиентов.

 

Отец-основатель мероприятия – журналист Алексей Мочалов, очень хорошо известен российским джиперам как генератор множества «полноприводных» идей, которые имеют свойство осуществляться. Я имею в виду, конечно, многодневные экспедиции, а не шашлык-трофи к ближайшему загаженному «туристами» озеру.

 

Слоганы – «Путешествуя от Белого до Черного моря» и «Открываем Россию заново», как нельзя лучше, характеризуют дух этого приключения.

 

Если в прошлом, 2009 году, на старт в Архангельск приехали девятнадцать экипажей из России и Белоруссии, то в этом – 43.

 

Правила очень просты – на утреннем брифинге экипажам выдается «легенда дня» – это координаты примерно ста точек. Каждый экипаж решает сам, надо ли ему преодолевать тяжелое бездорожье, например, к храму 17 века, или нет.  Спортивной составляющей нет, поэтому есть время подумать над многими занятными деталями.

Маршрут «Волока» проходит от Белого до Черного моря, но каждый год по новому маршруту, соответственно, общий пробег меняется.

 

Стартовав в Рабочеостровске, что в 7 километрах от Кеми, где, кстати, снимался фильм «Остров», мы взяли курс на запад, в сторону Калевала, ближе к финской границе.

В конце апреля в этой части Карелии весна не спешит вступать в свои права – на реках и озерах еще кое-где лед, в лесах – снег, а по ночам заморозки до «минус десяти».

Трудности Карельского этапа заключаются не столько в отголосках зимы, сколько в протяженности дневных пробегов – по 500-600 километров в день по раскисшим грунтовкам.

 

Брифинги проходят ежедневно в восемь утра. Самые стойкие уходят дальше. А большинство экипажей приходит в лагерь только в пять-шесть часов утра. Они отсыпаются до полудня.

 

Светлого времени суток явно не хватало на покрытие дневного маршрута. До темноты хочется успеть побывать во всех точках легенды. А в легенде приключений – хоть отбавляй. Съезжаешь с грунтовки на лесную срезку, и…  Нет, можно, конечно, ехать в объезд, для полированных машин предлагается альтернативная дорога. Но истинные джиперы, как известно, не ищут легких путей, поэтому даже неподготовленные, городские машины старались ехать там, где боролись с бездорожьем их «старшие товарищи». Скажу честно – это удавалось не всегда, даже, несмотря на то, что никто никого никогда не бросал.

 

К концу четвертого дня, когда у нас была дневка в Кингисеппе, автосервис уже был необходим многим экипажам. Больше всех досталось экипажу из Ханты-Мансийска – Алексею Макееву и Антону Козлову, которые на своей «Шеви-Ниве» в 2007 году доехали с нами аж до Западной Сахары (Марокко). Еще тогда, на ремонт машины была потрачена масса времени, я уже не говорю о деньгах. Но на Волоке её терпению пришел конец – тормоза, ступичные подшипники, электрика, коробка передач… и за три дня до финиша – оперативный капитальный ремонт двигателя. Но, даже, несмотря на это, ребята финишировали своим ходом.

 

«Волок» проходит через десятки деревень, городов и областей.

 

 Пройти, такой  маршрут, минуя большие города, вполне возможно, что мы и делали. Но пройти его только по бездорожью – конечно, нельзя. Асфальт случался каждый день, и много.

 

Старинные крепости, монастыри – когда-то центры культуры и обороны, древние храмы на берегах рек и озер, многочисленные памятники – всё это в достаточном количестве имелось в наших легендах.

 

Самое интересное происходило между «центрами культуры», там, где нет туристических троп – заброшенные храмы, развалины старинных усадеб и крепостей. Путь ко многим из них проходил по лесному бездорожью.

 

Местное население на наше появление реагировало всегда с любопытством, и часто с непониманием. Представьте себе: в деревню, в которой любое событие – это повод для обсуждения на неделю, приезжает несколько десятков больших внедорожников, выходят люди и начинают фотографировать чей-то дом, прописанный в легенде.

Местных, как правило, интересовали три вопроса: «Вы откуда и куда?», «За чей счет катаетесь?» и «А зачем вам это надо?»

 

Жизнь в глубинке протекает совсем в другом ритме, нежели в мегаполисе, а приоритетными являются совершенно другие ценности.

 

И вот, наконец, Карелия, с последними отголосками зимы и разбитыми грейдерами, осталась позади.

 

Впереди лежала Ленинградская область, с ее крепостями и дворцами царских особ. Псковская и Смоленская – с храмами, старинными усадьбами, и с первыми, по-настоящему весенними деньками.

 

Затем Брянская, Кировская, и Ростовская области. Астраханские и Калмыцкие степи и, конечно, Кавказ!

 

Горы Кабардино-Балкарии нас встречают проливными дождями, обжигающим солнцем, мокрым снегом, пронизывающим ветром и туманами с нулевой видимостью.

Проехав семь тысяч километров, мы действительно выехали из зимы, стартовав в Кеми, и финишировав в «лете», в Новороссийске. Совпало так, что это было 9 мая, в День Победы.

 

Как показала жизнь, две недели для такого насыщенного информацией путешествия – очень мало. Поэтому на следующий год «Волок» возвращается в свой прежний, трехнедельный ритм.

 

Это значит, что новые знакомства, новые впечатления и «новые открытия» – гарантированы. До старта сталось, совсем немного времени!

Комментарии
Copyright © 2022 Virus Свободы
Дизайн © Art harmony