29 Декабря 2011 22:12Автор: Администратор  /  Просмотры: 5646

Воркута: Город без будущего

Воркута. Город без будущего



Трудно поверить, что до сих пор не во все города проложены автомобильные дороги. Например, в Воркуту – городок, расположенный за полярным кругом, можно попасть только поездом! Местные жители по сей день прибывают в святой уверенности о недостижимости Воркуты на колесной технике. Но это не остановило членов клуба «ТАМ. В России» отправить туда экспедицию. Азарт первыми проехать там, где никогда никто не ездил, вскружил нам головы.

Труба

 

Асфальт закончился в Ухте. Дальше до Воркуты 700 км бездорожья – по зимникам. С полуострова Ямал через дно Карского моря в Европу идет газовая труба. Она еще не достроена, поэтому газовики вдоль ветки прокладывают зимники. Мы хотели вдоль этой трубы проехать прямиком в Воркуту. Но это оказалось все так просто! Трубу строили кусками, и единой дорожки до «закрытой» Воркуты не было. Там, где идет сама укладка трубы – автобаны, расчищаемые тяжелой техникой. Но вот где работы еще не начинались – целинная тундра, изредка размеченная колышками!

 

Путь от Ухты до Воркуты был первым испытанием экспедиции. Нередко широкий околотрубный автобан превращался в узкую дорожку, которая уходила на 20 км в лес. Ледовые переправы и девственная природа горного Урала заставляли наши сердца трепетать от восторга.

 

Мы двигались очень медленно. Но чем ближе подходили к цели, тем больше портилось настроение. Железная дорога, которая вдохнула жизнь в эти районы Севера, была построена заключенными ГУЛАГа. Именно сюда свозили в ссылки всех узников. Прямо вдоль трассы – кладбища: русские, литовские, украинские и даже пленных немцев.

Пурга

 

Говорят, что на Севере очень многое зависит от везения. А нам не везло… Как только наша экспедиция добралась до станции Сивая Маска, началась пурга. Ветер дул восемь дней кряду со скоростью свыше 20 м/с. Причем не порывами, а постоянным напором. На Севере существует так называемый «коэффициент жесткости», когда сильный ветер добавляет к морозу лишние градусы. И - 20 °C на термометре при таком ветре воспринимается как все - 50 °C!

 

До Воркуты оставалось больше 100 км. Ночь нас застала посреди леса. Дорогу замело в хлам! Мы начали топтаться каждые 50 метров. Редко какой перемет проходили ходом. Натаскались от души. В полночь мы встретили вездеход. Водитель стал в ступор, узнав, куда нам надо. Дальше вперемежку с переметами пошли крутые овраги. Мы шли, как в тумане, и до восхода преодолели всего 24 км.

 

К обеду экспедиция добралась в Сейду. Отсюда идет гражданская дорога до Воркуты. Правда, в пургу она не обслуживается. Но пути назад закрыты – выезды за нами тут же замело наглухо. Медленно мы двинулись вперед.

Воркута

 

Битву с пургой мы выиграли. Но добравшись до Воркуты, не радовались. Местные жители были просто ошарашены нашим появлением. Встретили с недоверием и озлобленностью. Городок, который в 70-х годах был угольным гигантом, сейчас опустел. Почти все шахты закрыли. Не осталось и половины прежнего населения, и это притом, что в город, как оплот местной цивилизации, переселяют из других, умирающих населенных пунктов в изобилии разбросанных по округе.

 

Ныне Воркута – это депрессивный регион с населением, потерявшим веру в будущее. Это чувствуется буквально в каждом общении с местным населением. Люди озлоблены на судьбу, на страну и друг на друга. Здесь живут самые недружелюбно настроенные люди из всех мест, где я побывал. Они говорят про себя: «Воркута – город без будущего!»

Наше путешествие по округам Воркуты только добавило мрачных эмоций.
Опустевшие поселения напоминали места съемок фильма о ядерной катастрофе. Дома-мертвецы с пустыми глазницами окон пугали даже самых отважных.


Проигранная битва

 

Невзирая на пургу, мы продолжили путь на Север, вдоль трубы, к Карскому морю. 250 км до океана – голая тундра, и лишь вдоль ветки стоит пара мини-городков строителей.

В те сутки была самая жуткая пурга. Ветер сбивал с ног! Я первый раз почувствовал, как можно лежать на ветру: просто наклоняешься и расслабляешься (если получится, конечно). Идти против ветра невозможно – сразу сдувает. А выйти на улицу без наглухо затянутого капюшона и горнолыжных очков – просто не реально: лицо обмерзало в три секунды, лоб превращался в кусок льда, а на бровях и усах мигом вырастали сосульки! В любую часть одежды, не застегнутую на молнию, тут же набивался снег. Колею впереди идущей машины заметало наглухо в течение 5-7 минут! И так двое суток. Мы двигались вслепую.

Ночевать приходилось прямо на трассе. Утром нас с трудом откапывал бульдозер.
Северная природа показала, кто тут хозяин. Мы столкнулись с колонной техники, вывозящей вахтовых с дальних городков строителей трубы в Воркуту, и решили вернуться.

 

Развернувшись за ней, со скоростью пешехода мы добрались назад в город. Вся битва слилась в один нескончаемый спецучасток…

 

Но мы все же хотели увидеть океан. Экспедиция еще раз попыталась прорваться.
В этот раз нас сопровождал ТМ-120. Мы смотрели на него, свято веря, что он проедет, где угодно, и протащит с собой любую машину. Но азарт быстро угас! За два дня мы прошли чуть больше… 15 км! Пурга продолжалась. Миллионы тонн тяжелых сугробов остановили даже ТМ-ку. Сама она как-то шевелилась, но с прицепом уже ни в какую. Притащит один экспедиционник, оставит его обездвиженным посреди целины и за другим. К вечеру все были во внедорожном угаре!

 

Пути не было ни вперед, ни назад. Наши следы потонули в толщах снега! Экспедицию охватило отчаяние. Даже спирт уже не помогал… Мы снова вернулись в Воркуту.

Океан

 

Неожиданно удача улыбнулась – пурга закончилась. Нам сообщили, что газовики в срочном темпе начали прокладывать зимник в сторону Азии в обход Уральского хребта, вдоль берега Океана. С помощью этого хитрого крюка, мы имели шанс выйти к Салехарду, а оттуда – к океану.

 

Мы ухватились за эту идею, как за соломинку. Тот путь, по которому мы бились в пургу двое суток, сейчас прошли за три часа и уже к вечеру прибыли в приморский район.

Буквально за 10 километров до океана зимник закончился. Но нас уже было не остановить! Эти последние километры мы пролетели прямо по целине. Полученный в боях опыт пошел на пользу и вот, о чудо – навигатор известил меня, что мы стоим в воде, хотя в свете фар видели лишь снежную целину.

 

Выбравшись из машин на ледяное поле, мы нашли трещину, под которой оказалась вода. Она была соленой! Сомнений нет – это океан! Мы устроили первый в этой экспедиции праздник с текилой и кашей из морской воды вместо соли. А утром стали свидетелями ошеломляющего океанского рассвета.

Все дороги ведут домой

 

После безумной недели буранов погода радовала ярким солнышком. Мы направили свои машины назад. Невероятные пейзажи Уральского хребта были словно подарок за пережитые трудности.

 

После недельного простоя строительство трубы превратилось в гигантский муравейник: техника сновала туда-сюда, рабочие ровняли дороги, развозили грунт и щебень, копали траншеи.

 

Мы даже попали в пробку на объездном зимнике: труба упала с машины, а вытаскивающий его грейдер упал с зимника. Пробка в тундре! Прибывший на помощь бульдозер за 10 минут построил рядом новый зимник.

 

Это стало последним препятствием на пути домой. Мы не ехали – летели! Цивилизация встретила нас дорожной грязью, которую мы не видели две недели. Я даже забыл, что у машины есть омыватель стекол! Возвращаться в город было грустно. Но это ненадолго. Лишь отдохнем… и снова в путь!
 

Комментарии
Copyright © 2024 Virus Свободы
Дизайн © Art harmony