«…Автомобиль, товарищи, – не роскошь!..», – помните слова великого комбинатора? Автомобиль, действительно, не роскошь, а вот квадроцикл – вот это роскошь! Причем, не столько в финансовом аспекте, сколько в своих уникальных возможностях! Посудите сами, какая ещё техника способна проехать по полному бездорожью, виляя между густо растущими деревьями, взбираясь на самые крутые кручи, преодолевая огромные лужи, быстрые реки и где-то даже, говорят, небольшие моря? А какой внедорожник можно вытащить руками из липкой трясины? Про расход топлива, думаю, даже и говорить не стоит!
Вообще, квадроцикл – это идеальное и даже незаменимое в своем классе транспортное средство, прекрасно подходящее для спортивных соревнований и научных экспедиций, охоты и рыбалки, природоохранных мероприятий и увлекательных путешествий, таких, как ставшее уже традиционным, трофи на квадроциклах BRP Can-Am в Крыму.
Крым сам по себе привелекает любителей бездорожья густыми лесами и горными вершинами, извилистыми тропами и бескрайними плато, узкими каньонами и каменными завалами.
Маршрут в этот раз – 170 км за два дня, с учетом привалов, остановок, пересеченной местности и перепадом высот около километра! Да и караван немаленький – 23 экипажа! Участников ещё больше. А всего, с группой поддержки, более 50 человек. Все они из Киева, Харькова, Запорожья, Мелитополя, Днепропетровска, Николаева, Одесской области и Крыма.
Место старта – Ангарский перевал – 752 метра над уровнем моря – высочайшая точка трассы Симферополь-Ялта. К слову, по ней уже более 50-ти лет бегают крымские троллейбусы. Это самая высокогорная троллейбусная трасса в мире!
Итак… На старт! Внимание! Поехали!
Маршрут сразу уводит колонну вверх по склону горы Чатыр-Даг с постоянным набором высоты. На нижнем плато этой популярной у крымчан и гостей полуострова горы находится знаменитая пещера «Мраморная», входящая в перечень самых интересных пещер мира.
Проходит около получаса, и нашему взору открывается великолепная панорама на южное побережье, город Алушту, скальные обрывы горы Демерджи и бескрайние морские просторы. Вопреки прогнозу, денёк выдался теплым и солнечным, и вместо ожидаемой грязи трасса приветствует нашу «четырехколёсную делегацию» мощными клубами пыли, быстро покрывающей лица пилотов, их одежду и технику. Что ж, мы к этому привыкли!
Дорога ведёт через село Изобильное, мимо Алуштинского водохранилища, вдоль границы Крымского государственного заповедника и приводит на юго-восточные склоны главной гряды Крымских гор, укрытых густыми кронами могучих деревьев. В своё время в этих местах любили охотиться государи-императоры и генеральные секретари. В заповеднике произрастает более 1200 видов растений и обитают около 40 видов млекопитающих и 120 видов птиц.
Неожиданно, на одном из склонов прямо под грунтовкой открывается крохотный и необычный оазис. Картина радует глаз: посреди небольшой полянки, в окружении пышной зелени стоит длинный стол, уставленный яствами. Надо сказать – как нельзя вовремя. Вот, вроде бы знаешь, что это будет, а всё равно получилось неожиданно и, поэтому, вдвойне приятно!
Здесь же находится природный источник Ай-Йори, целебная вода которого имеет сложный химический состав. Как не умыться такой водичкой? Впрочем, некоторым явно мало просто смыть слой пыли с лица, и вскоре у родника раздается довольное фырканье и выстраивается очередь желающих освежиться.
Ну что, передохнули? Заморили червячка? Прополоскали горло?
По коням! Солнце высоко, но и ехать далеко.
Дорога проходит под склонами Бабуган-Яйлы, мимо горного озера, скальных обрывов горы Парагильмен, через село Запрудное. Мы периодически останавливаемся и проверяем, все ли на месте, не отстал ли кто. Шутка ли – столько машин! Можно и заблудиться! Спасибо нашим «ангелам-хранителям» – крымчанам, согласившимся быть нашими проводникам.
Неожиданно, на крутом повороте, идущая впереди машина исчезает в клубах пыли и через мгновение ниже дороги слышен треск ломающихся сучьев. Мы подъезжаем и наблюдаем, как всё ещё катится слетевший с трассы «квадрик». Причина аварии банальна – превышение скорости на крутом повороте. Выпавшие по пути и слегка ошалевшие ребята поднимаются и медленно приходят в себя. Что ж, бывает! Все живы и здоровы. Синяки и шишки – не в счёт! Это, можно сказать, боевые трофеи! А вот квадроцикл надо ещё найти.
К счастью, далеко он не укатился, остановившись о дерево. Общими усилиями переворачиваем машину и тянем ее вверх метров 50. Вытащив на дорогу, осматриваем пострадавшую технику. Руль смят, колесо наизнанку… Хорошо, когда рядом настоящие специалисты – пол-часа работы и стальной конь вновь готов покорять Крымские просторы!
Едем дальше.
А вот и крымский мишка – гора Аю-Даг. Как говорится в старой легенде, в давние времена жил-был медведь-великан, который решил как-то выпить море. Но море, как известно, намного больше, чем кажется... Так что, как видите, пьет до сих пор.
Мы проезжаем многочисленные виноградники, угодья местных совхоз-заводов, производящих замечательные, всеми любимые напитки. Крым – земля виноделов и виноградные лозы – как напоминание об этом.
После очередного горного озера дорога опять уходит вверх, углубляясь в лес. День постепенно угасает и становится темно. Только яркие лучи фар нашего каравана разрезают мрак леса. Где-то внизу светится Массандра.
А вот и огни ночной Ялты – места нашей ночёвки! Мысленно мы уже где-то там, в отеле, под горячим душем смываем въевшуюся пыль, а потом уплетаем за обе щеки горячий ужин, с блаженством потягивая холодное пиво.
Но до Ялты надо ещё доехать, а пока мы лишь видим её далекие огни сквозь мохнатые ветви сосен.
Один из нас всё-таки сбился с пути. Очевидно, отстал и на очередной развилке свернул не в ту сторону. Спасибо проводнику Александру. На своем легком мотоцикле он умчался в темноту леса и вскоре вернулся с нашим заблудившимся товарищем.
Ну вот, наконец, мы спускаемся по серпантину. Это значит, что кончились лесные дорожки и тропинки, и где-то, совсем рядом, трасса Алушта-Ялта. Так и есть! Через некоторое время выезжаем на асфальт и попадаем в Массандру. Местные жители встречают нашу колонну криками восторга – ещё бы, не каждый раз увидишь такое! И услышишь, кстати, тоже.
Вот и трасса Алушта-Ялта! Тут уже не до романтики – все порядком устали, проголодались и хотят быстрее попасть в отель. Так что, жмем на газ и летим вперед по полупустой трассе. Благо, до отеля всего несколько километров.
Ну, вот он! Наконец-то! Отель «Поляна сказок», приютившийся под вековыми соснами, на склоне горной гряды. Тут Вам, как говорится, и стол, и дом.
Вечером, в ресторане - дружеский ужин, «разбор полётов», просмотр фильмов о предыдущих квадро-трофи, песни под гитару и чествование героев – тех самых, которым удалось-таки сегодня немного полетать.
Наступил второй день нашего путешествия. Завтрак, короткие сборы, дозаправка и… в путь, за новыми впечатлениями!
А впечатления не заставляют себя долго ждать… На этот раз на крутом склоне превышается допустимый боковой наклон квадроцикла, и он ловко кувыркается на левый бок. Пилот летит вместе с машиной, хотя и не так ловко. К счастью, на этот раз снова обходится без травм.
Дальше маршрут пролегает по краю южнобережного лесного массива в районе ялтинского лесного заповедника. Огромные стволы могучих сосен, словно великаны, молча, приветствуют нашу колонну. Через их верхушки просматриваются величественные зубцы Ай-Петри. Прямо над нами пролетает вагончик канатной дороги, ведущей из Мисхора на вершину горы.
Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри славится своим самым длинным в Европе беспролетным участком. Всего за 20 минут вагончик поднимается на высоту 1234 метра над уровнем моря, наполняя пассажиров незабываемыми впечатлениями.
А вот и средняя станция канатки. К изумлению сотрудников и туристов, мы проезжаем по её территории и спускаемся дальше, к трассе Ялта-Севастополь. Проехав около километра по асфальту, вновь углубляемся в лес. На этот раз дорога всё время ведёт вверх, оставляя позади все признаки цивилизации.
Проезжаем сгоревший лес: чёрные стволы, обгоревшие пни, пустые выжженные поляны. Мрачная картина. Всё это – результат человеческой беспечности и глупости. Говорят, вначале горе-турист умудрился заблудиться, видя перед собой море. Затем, дожидаясь спасательной группы, разжег костер и сбросил его со скалы вниз, прямо на сосны. Очень не скоро заживут эти черные шрамы на теле Крымской земли.
Петляя между непроходимых кустарников и обрывистых скал, дорожка вскоре выводит нас на самый верх – на Ай-Петринское плато. Мы делаем небольшой привал и любуемся открывающимися видами. На северо-востоке белеют гигантскими шампиньонами радарные башни горы Бедене-Кыр, а весь южный горизонт закрывает, поблескивающее в лучах осеннего солнца бесконечное море…
Осень в Крыму – прекрасная пора со своими особыми преимуществами перед летом! Как правило, в это время стоит замечательная погода, когда всё еще пригревает солнце, но уже нет изнуряющей жары. Море по-прежнему тёплое, но пляжи свободны от массы отдыхающих. Падают цены, исчезают очереди, радуют глаз склоны гор, окрашенные в яркие осенние цвета.
Следующий участок маршрута проходит по поверхности плато, петляя между гигантскими карстовыми воронками, одиноко торчащими скалами, небольшими островками леса, каменными завалами. Один из них приходится преодолевать, объезжая закрытый шлагбаум. Времени было потрачено немало, но все машины прекрасно показали себя в преодолении этого непростого препятствия.
Дальше путь нашего каравана пролегает по самой кромке скальной гряды, и мы не можем удержаться, чтобы ещё дважды не насладиться прекрасными пейзажами Южного берега! Согласитесь, не так часто доводится делать это с высоты более километра.
Проехав плато, постепенно спускаемся в Байдарскую долину. Немного поплутав, находим стоянку нашего лагеря, где нас уже ждёт долгожданный привал и роскошный пир, какой только можно представить себе после нескольких часов экстремального пробега. Тут и овощи, и ветчина, и даже горячие чебуреки! Где их взяли - в лесу-то?
Быстро проглотив все походные деликатесы, ребята позволяют себе немного расслабиться и понежиться под всё ещё теплым октябрьским солнышком, кто-то даже успевает вздремнуть.
Но снова пора в путь! В последний этап нашего двухдневного путешествия!
Уже через несколько минут после старта – инцидент! Пилоту одного из квадриков кажется, что длинная колонна, растянувшаяся на несколько сотен метров по широкому полю, едет слишком медленно, и он начинает обгон. Резко влево, газу и… буквально через несколько метров всё заканчивается. Квадроцикл вдруг проваливается носом в какую-то яму и резко останавливается. Дальше, как в замедленной съемке, два тела, словно пара тряпочных зайцев, перелетают через руль и исчезают где-то в желтой осенней траве.
Как оказалось в последствие – квадрик уткнулся передними колесами в узкий, но глубокий бетонный желоб оросительного канала, скрытый густым бурьяном. Вот вам ещё один урок – не расслабляйся, держись колонны и не отрывайся от коллектива. К счастью, и на этот раз всё обошлось без серьезных последствий. Правда, пилоту всё-таки пришлось сойти с трассы и воспользоваться услугами сопровождающего автомобиля.
Теперь мы по длинющему полю, мимо какого-то озера, небольших дачек и крутых коттеджей, села Гончарное и Тыловое, по лесной просеке и большой поляне, и выезжаем на последнюю в этом путешествии смотровую площадку с видом на урочище «Инжир» – один из любимых диких пляжей Севастопольцев. Дело шло к ночи, и надо было торопиться к конечной цели маршрута – Балаклаве. Где-то там нас ждут вкусный ужин, горячий душ, мягкая постель… Вперёд!
Снова ревут двигатели, и мы мчимся дальше! Вскоре дорога приводит колонну на гору Спилия, с которой уже просматривается вдалеке Балаклавская бухта, мерцающая вечерними огнями. Здесь, на территории Южного форта, недалеко от «Бочки смерти», нашему взору предстаёт интересная картина: стоят большие, непонятные машины, горят мощные прожекторы, бегают какие-то люди, а точнее, солдаты, причем в старой советской и немецкой форме.
– Побежал! Выстрел! Упал! Всё ясно? Мотор! – слышится властный голос режиссёра.
Ну, теперь действительно всё ясно! Кино снимают! Про немцев! Интересно!
Впрочем, о цели своей мы не забываем, поглазев немного на кинематографический процесс, начинаем спуск. Уже полностью стемнело, свет множества фар прорезает ночную пустоту. Склон довольно крутой и желания прибавить ходу и обогнать, к счастью, ни у кого не возникает. Движемся один за другим, аккуратной цепочкой. Всё ближе и ближе огни Балаклавы. Вот уже видно движущиеся по дорогам машины, стоящие на рейде яхты, окна домов, отелей... Не терпится уже, ох, как не терпится! Шутка ли – сто километров проехали!.. Да как проехали!
Первый же Балаклавский отель встречает нашу колонну восторженными криками стоящих на балконе девушек, и кое-кто из нас уже готов тут остаться! Чувство долга и трезвый рассудок побеждают мимолетную слабость, и мы вновь давим на газ в поисках нашего, именно нашего отеля, названного в честь древнегреческого Бога виноделия Диониса. Через полчаса рыскания по небольшому городку, мы его находим. Вот она - радость! Вот оно – ликование!
И становится грустно. Так бывает после достижения цели. Маршрут пройден. Не надо никуда ехать, не надо торопиться. Позади горы и перевалы, ущелья и речки, желтая пыль и ночная прохлада, вековые деревья и замечательные пейзажи, привалы и обеды на природе, купание у родника и горячие чебуреки, перевороты и совместный ремонт, чьё-то ворчание и дружеское похлопывание по плечу, встречи с лесниками и звонок любимой, песни под гитару и фото на память… И вот все это вдруг осталось прошлом.
Впереди банкет, банька, здоровый сон и дорога домой, а там – долго ещё будем рассказывать родным и друзьям о своём путешествии и, с каждой новой историей, всё чаще будет появляться желание ещё и ещё раз вернуться в эти чудесные места, проехать новыми маршрутами, испытать себя и технику, подышать Крымским воздухом, постоять на горных вершинах. И обязательно с такой же замечательной, дружной и надёжной компанией!