Чтобы называться джипером, необязательно владеть монстром на 37-дюймовых колесах. И не все джиперы, вопреки складывающемуся не без помощи любимого нами журнала «Вирус Свободы» имиджу, во что бы то ни стало стремятся забраться подальше в непроходимые болота и топи. Все больше «других» джиперов понимают, что их полноприводные, пусть даже «паркетные», механические друзья способны перенести своих хозяев в места, где, казалось бы, передвигаться можно лишь пешком. И тогда этим джиперам открываются и края, невиданные по красоте, и история Украины, к которой можно буквально прикоснуться.
Пролог
«...Когда я вверх лез, как-то не так стремно было. А вот когда спускался, тада точно, адреналину было полные штаны. И, вроде, все по науке - торможение передачей и т.п., вот только глина там какая-то невченая, видно, попалась...», - эти слова, сказанные на форуме по возвращении в Киев одним из разведчиков маршрута в октябре прошлого года, а также подходящее к ситуации с дорогами название расположенного в тех краях села Песец и привели к тому, что нам захотелось съездить туда снова, а будущий тур получил кодовое интригующее название «Полный Песец».
Инициаторами и организаторами поездки выступили два дружественных сообщества: «Клуб внедорожного туризма «ALL Terrain» (http://www.all-terrain.org) и «шНИВА КЛАН (Клуб Любителей Автомобиля Нива)» (http://www.chevy-niva.org). Посильную помощь в подготовке поездки нам оказали журнал «Вирус свободы» (http://www.vs.ua) и компания ANDRMAX (http://www.andrmax.com.ua).
Первоначально мы планировали ехать сразу в Песец через Летичев и Меджибож и оставаться там пару дней. Но изучение истории региона заставило нас призадуматься. Чуть ли не каждый населенный пункт в тех краях имеет свою, незаурядную историю и сохранившиеся до наших дней достопримечательности, которые, к сожалению, в большинстве случаев находятся в плачевном состоянии. В результате наш маршрут был проложен через Летичев, Меджибож, Песец, Отроков, Соколец, Бакоту, Национальный природный парк «Подольские толтры» и Субич.
Разумеется, на нашем пути были и другие населенные пункты и города, некоторые из которых, например, Бердичев, Каменец-Подольский, Хмельницкий весьма достойны более близкого знакомства с ними, но из-за отсутствия лишнего времени мы там в этот раз не задерживались. По этой же причине мы не посетили Сатанов. Подозреваю, что следующий «Полный Песец, версия 2.0», дополненный и исправленный, когда-нибудь состоится обязательно.
«Полный Песец», которого все давно ждали, начался 17 апреля 2009 года, когда вечером от автостанции «Дачная» в Киеве стартовала группа из семи машин. «Со щитом или на щите!» - дружно кричали вслед отъезжающей колоне наши коллеги Flyer, KriSHna и tatarin, которые, надо думать, положили тем самым начало новой традиции - провожать одноклубников в дальнее путешествие. В Житомире к нам присоединился еще один экипаж, под Летичевом группу догнали два опоздавших на старт экипажа из Киева, а также присоединились экипажи из Одессы и Хмельницкого. На следующий день, в Меджибоже, колонну догнали еще пять экипажей из Киева, и в Сокольце еще один - из Хмельницкого. Всего в поездке приняли участие 18 экипажей на разных внедорожниках, среди которых было восемь Шевроле НИВА, а остальные - Mitsubishi Outlander XL, Chery TIGGO, Toyota LC 100, Mitsubishi Pajero Sport, Mitsubishi Pajero Wagon, Hyundai Tucson, Mitsubishi L200, Kia Sorento, SsangYong Kyron. С нами шла также отважная «девятка», которой хоть и приходилось порой нелегко, но прошла она весь маршрут до конца, правда не без периодической помощи полноприводных «старших братьев».
Летичев
Утром 18 апреля колонна вошла в Летичев. Остановились, походили среди остатков замка, где якобы томился заключенный Кармелюк (надо отметить, что во всяком мало-мальски уважающем себя населенном пункте в тех краях вам скажут, что сия легендарная личность содержалась именно у них), посмотрели санктуарий (святилище) и ринулись на рыбный базар. Вы не знали о рыбном базаре в Летичеве? А это, без преувеличения, гора копченой, сушеной, вяленой и свежей рыбы, причем по докризисным киевским ценам, поделенным надвое. Кстати, некоторым организаторам тура втайне виделось, что именно этот рыбный базар является основной целью поездки. Но не называть же тур «Поездка за Рыбой»? Пришлось хитрить и кодировать название тура, чтобы не отпугивать потенциальных участников поездки. Но это, разумеется, шутка.
А вот если кто обратил внимание на слово «санктуарий», то сообщаю, что это - культовое сооружение монахов-доминиканцев, в котором, если я правильно понял, хранятся чудотворные святые иконы. Кстати, когда-то на территории замка в Летичеве у этих монахов был целый монастырь. Так что, наверное, нынешний санктуарий вполне правомерно, с исторической точки зрения, использует остатки замка (башня и фрагмент крепостной стены) по прямому назначению - в качестве забора. Должен сказать, что эти остатки находятся в очень хорошем состоянии по сравнению с большинством виденных мною ранее разрушенных временем и тупостью властей замков в Украине. Так стоит ли передавать замки в частные руки? Полагаю, стоит! Ибо скоро даже руин не останется.
Меджибож
Из Меджибожа путь наш лежал в Песец. По мере приближения к Песецу дорожное покрытие становилось все хуже, а местное население наблюдало за нами с нарастающим интересом. Видимо, колонны из 18 внедорождников бывают там нечасто, да и куда ехать? Регион - явно депрессивный, остатки дорог ведут в села, где многие дома оставлены хозяевами... и тем не менее, вездесущие местные мальчуганы получили от нас несколько журналов «Вирус Свободы», попросив (не поверите!) поставить на них автографы.
Песец приближался неотвратимо. На последней перед селом заправке заливаем топливо в баки и пьем кофе. Заправщики довольны: по горючему и кофе они делают едва ли не недельный выторг. До Песеца остается совсем немного, коллега Fritz в эфире ведет отсчет остающихся километров до цели.... Вот он, Песец! Честно говоря, довольно нелепой, наверное, выглядела для стороннего наблюдателя бурная радость пятидесяти участников тура, высыпавших из автомобилей с фото- и видеокамерами, флагами и, по всему было видно, с хорошим настроением, приехавших за сотни километров от дома, чтобы убедиться, что Песец все-таки существует.
Нашей следующей целью был Отроков - часть малоизвестного общественности Миньковецкого государства, которое на рубеже XVIII-XIX веков просуществовало на территории Украины около 30 лет. После въезда в Отроков не покидало ощущение, что едешь по остаткам древнего сооружения. Судя по состоянию развалин замка в Отрокове, ощущение это было верным: замок растащен и частично использован в качестве стройматериала и как дорожное покрытие для сельских улиц. Грустно, глупо и тупо. Оставшиеся фрагменты стен и башня говорят о славном прошлом этого места. Вокруг виднеются входы в какие-то пещеры, но времени на более тщательный осмотр нет - пора искать место для лагеря.
Соколец
Соколец - очередное историческое место на нашем пути. Первые упоминания о Сокольце датируются XI-м веком. На подступах к забытому людьми древнему, то ли селу, то ли городу дороги заканчиваются совсем. Ищем безопасный съезд в каньон, спускаемся и, преодолев пару неглубоких бродов, оказываемся лицом к лицу с историей.
Лагерь разбили на склоне холма в заброшенном саду. Именно здесь, наконец, участники поездки окончательно перезнакомились между собой. Жизнь, можно сказать, вернулась в Соколец на одну ночь. С утра разбились на группы по интересам - кто-то спал, кто-то завтракал, а кто-то отправился осматривать достопримечательности. Кстати, добраться до них иногда было весьма не просто, так как разлившаяся по весне река Ушица упорно корректировала маршрут передвижения любопытствующих джиперов.
В полдень двинулись на Бакоту.
Бакота
Древняя Бакота (в переводе с древнерусского - «красивое место»), в отличие от Сокольца, к сожалению, была в свое время полностью затоплена. Сейчас Бакота - это только древний скальный монастырь. В скале - кельи с нишами для захоронений. Поверьте, посмотреть на это, хотя бы раз, стоит. Вид на Днестр с холма над монастырем просто ошеломляющий. Только ради этого вида туда можно возвращаться снова и снова.
Переезжаем на противоположный берег Днестра и ставим лагерь у самой воды, недалеко от устья реки Студеницы. Приемники GPS и карта Генштаба уверяют, что мы находимся на территории села. Однако села нет. Затоплено.
Ловим рыбу. Отдыхаем. Катаемся вдоль берега Днестра. Спим. В это время коллега Алферка наловила ведерко плотвы и накормила всех вкусной ухой.
С утра выезжаем на Субич, который считается «младшим братом» Бакотского пещерного монастыря. Едем по территории Национального природного парка «Подольские толтры». Красота неимоверная. Никто из нас не думал обнаружить второй Крым в 400 км к юго-западу от Киева. Преодолеваем пару небольших речушек. Отважную «девятку» переправляем на буксире. Дорог, проселков, даже следов машин нет. Виды вокруг незабываемые.
Дорога на Субич заняла несколько больше времени, чем предполагалось. Но это не удивительно, поскольку шли по разбитым грунтовкам. Не без помощи местных жителей отыскали пещерный монастырь, святые источники и... снова небывалой красоты вид на Днестр. Хочу отметить, что нынешний Днестр необычайно красив. Однако стоила ли эта красота вкупе с ожидаемым экономическим эффектом от Новоднестровской ГЭС затопленных обширных земель, уничтоженных сел, поломанных судеб? Вряд ли. Но - красиво!
Увы, Субич стал конечной точкой нашего маршрута. Как нам ни хотелось ехать дальше в дружной компании по живописным местам, но «город - злая сила» звал, пришло время возвращаться. Мы увозили с собой огромный багаж впечатлений от красоты мест, где нам удалось побывать, от непривычного для нас уклада жизни местного населения, от прикосновения к истории и от общения с единомышленниками. Но главное - в голове уже прокручивались идеи новых маршрутов, поскольку всем участникам тура хотелось продолжения. Другими словами, по-настоящему «Полный Песец» еще впереди!