Представьте себе яблоню с роскошной кроной, усыпанную плодами. Получилось? Теперь представьте карту Украины в виде дерева, где яблоки – это города. Все яблоки – разные. Есть большие и ровные, они высоко. Основная масса яблок – обыкновенные, средние - их много. Есть корявенькие и даже червивые – их меньше. Но все они живые и на вкус одинаковые. Ибо растут на одном дереве. И даже подгнившее яблочко, если вовремя на него обратить внимание, можно ровненько обрезать и насладиться вкусом. Если яблоко сорвать, оно еще некоторое время не будет внешне отличаться от живых. Но жизнь в нем начнет увядать. Даже если его вновь привязать к ветке, все процессы в нем – необратимы, и оно умрет. Когда это произойдет – завтра или к следующей весне – не важно.
Зимняя экспедиция Х-Territory, которая проводится Клубом внедорожных приключений под руководством Дмитрия Ковалева и Группой компаний «АИС», проходит под эгидой Красного Креста. Цель этой экспедиции – пробраться в отрезанные Природой от цивилизации населенные пункты в Карпатских горах и собрать информацию о тех, кто там живет. Одновременно, экспедиция доставляет гуманитарные грузы в виде медикаментов и всякой всячины для детских интернатов.
С этого момента я хочу разделить повествование на три части. Они совершенно разные, но переплетаются между собой так, что рассказ, без какой-либо из них не передаст полной картины и потеряет всякий смысл.
Геополитические размышления
Обособленные территории в центре Европы – явление нелицеприятное. Налицо все признаки демографической катастрофы. Разруха, бедность и деградация личности – атрибуты картины, открывающейся взору на стыке Черновицкой и Ивано-Франковской областей Украины. Изолированный социум, похоже, питает сам себя, как может, уже долгие годы. А без свежей крови, как известно, происходит постепенное вымирание.
Говорить об этом почему-то не принято, как не принято с неграми говорить о проблемах расизма, а с больными – о болезнях. Но, если мы в угоду нормам морали будем молчать, мы домолчимся…
Связи нет, дорог нет, медицина, может, и не бессильна, но ее тоже нет. Активисты, кто посильнее, из числа жителей, изо всех сил, поддерживают жизнь, но мысль об оторванных от веток яблоках покоя не дает. Оставаться в населенных пунктах долго желания не возникает. Вынужденная самобытность здесь переросла в нечто чудовищное. Крики о независимости с политической трибуны больше не вызывают улыбку. Все больше это похоже на негодование и отчаяние.
География и природа
Природу Карпат описывать мы не будем. Зададим лишь один риторический вопрос – как это райское место могло прийти в такое запустение? Можно долго писать о горнолыжных курортах и недостатке инвестиций, об экономическом кризисе и вине чиновников. Даже о приватных лесопилках, которыми усеян лес, а все делают вид, что их не видно. Но вопрос, хотя и не требует ответа, все же остается открытым.
Никакие, даже самые качественные фотографии, не в силах передать ощущения, вызванные красотой здешних мест, которой плевать на всю человеческую деятельность вместе взятую. Природа бушует, а Человек вымирает. Это очень грустно, неприемлемо – выбирайте любое. Однако все это очень закономерно.
Наш маршрут пролегает вдоль границы с Румынией. И не просто вдоль и рядом, а в одном метре от «колючки». Наши пограничники бдят: туда-сюда бродят с рюкзаками солдатики-срочники, а приграничная зона огорожена зачем-то шлагбаумом. Пропускают всех, разве что переписывают под диктовку имена, не проверяя документов. Зачем – не понятно. Интересно, сколько стоит этот труд и зачем, вообще, весь этот цирк?
Пограничники рассказывают, что их румынские коллеги ездят на «Патролах», им тепло и «с той стороны» есть дорога. Пора и нам присоединяться к Европе, а то не понятно, зачем этот проволочный забор. Хотя… Может, это они от нас загородились?
Путешествие
Классический офф-роуд. Офф-роуд, как жанр автомобильного искусства: колонна джипов пробирается по заданному маршруту в горах. Зима и оттепель вносят коррективы. Мокрый лед и вязкая глина перемежаются с глубокими сугробами тяжелого снега. Свойств одного комплекта резины не хватает – грязевая проскальзывает на открытом льду, а зимняя шипованая моментально замыливается, не хватает ей зубастости в вязкой глине. Но автомобили, как и люди, дополняют друг друга в команде. Defender легко вытаскивает УАЗ Патриот из глиняной колеи. Стандартному автомобилю, даже внедорожнику, не хватает клиренса, и он ложится на мосты. Discovery 3 протягивает трос помощи УАЗу своей 12000-фунтовой лебедки там, где не получается «проскочить», не опершись крюками тросов за деревья.
Но и УАЗ в долгу не остается. На затяжном подъеме по скользкому льду Land Rover Defender на грязевом Silverstone не дотягивает до вершины. Монстра начинает сносить вниз, к основной колонне. В это время, идущий за ним Патриот великолепно чувствует себя на любом льду. Шипованая Nokian Hakkapeliitta 5 позволяет экипажу немного расслабиться и просто получать удовольствие. Но, несущийся задом, 3.5-тонный Defender угрожает всей колонне, которой некуда деться с узкой дороги между горой и обрывом. Соблюдение дистанции лишь усугубило ситуацию, так как для сорвавшейся машины есть место для разгона до почти 40-50 км/ч. Находящийся между несущимся с горы «Дефендером» и колонной УАЗ, задним ходом набирает почти равную с сорвавшимся собратом скорость, и «принимает» на себя тяжелый внедорожник. Торможение УАЗом с шипами, которые, как когти, врезались в лед, оставляя глубокие царапины, оказалось более чем эффективным. Тандем остановился в нескольких метрах от основной колонны. Благодаря мастерству пилотов УАЗа и «Дефендера», удалось не только сохранить людей и технику без единой царапины, но и получить массу положительных эмоций после удачно закончившегося экстремального упражнения, которое, как известно, сплачивает коллектив, превращая его в команду.
Команда
Клуб внедорожных приключений родился во времена автоклубного беби-бума 2005-2006 годов, и за шесть лет своей деятельности развился в Отряд быстрого реагирования МЧС Украины. Ребятам было неинтересно праздно барахтаться в лужах по выходным, поэтому их специализацией стали экстремальные экспедиции. А чтобы получать не только удовольствие, но и приносить пользу, их деятельность переросла вот в такую занятную профессию. Большие, надежные, сильные, а потому веселые и счастливые, «легкие» люди. Все они имеют совершенно разные профессии, очень отдаленные от экстремального автомобилизма. Но людей этих их объединяет то, что все они успешны и счастливы. Вот вам еще одно доказательство того, что сознание определяет бытие, а вовсе не наоборот, как нас учили.
Команда Клуба внедорожных приключений 4х4 заслуживает отдельного повествования в соответствующей рубрике, но то, что успех экспедиции на 90 процентов зависит от ее состава – это бесспорно, и должно быть отмечено здесь.
Мы будем продолжать репортажи о неизведанных землях на территории Украины. Первые две экспедиции X-Territory, в которых участвовали журналисты «Вируса Свободы», показали, что это уже не шутки. Людям требуется настоящая помощь. И если мы сейчас не протянем им руку, завтра может быть поздно.
Фотоотчет об экспедиции 1-7 мая 2011 года