Андрей Снегирев
Фото автора
Знаете, чем замечательна успешная экспедиция? Она, как жизнь в концентрированной форме, которую проживаешь где-то в стороне, причем, все контролируя и имея возможность много чего поменять в следующий раз. Хорошая экспедиция, как и жизнь, во-первых, должна быть желанной и тщательно спланированной. Во-вторых, она рождается и заканчивает свое бытие в строго определенный срок, тогда как дело ее продолжается, результатами пользуются, а впечатления остаются навсегда. Да, и самое важное – счастливую жизнь нельзя прожить в одиночестве. По-настоящему счастливых и успешных всегда сопровождает семья и верные друзья. В экспедиции и экстремальном путешествии залог успеха – команда.
Очередной этап проекта Х-Территория состоялся с 1 по 7 мая в дебрях западной Украины, где граница между Ивано-Франковской и Черновицкой областями упирается в Румынию.
Традиционный состав боевых машин Клуба внедорожных приключений впечатляет даже искушенных. Командорский Nissan Patrol оранжевого цвета, укомплектованный всем – от ледоруба до собаки, пара серьезно подготовленных 110-х Дефендеров, длиннобазный Патрол и красавчик Discovery 3, который, не смотря на свой гламурный внешний вид, обнаружил завидные свойства класса Land Rover. Штурмовым транспортом Карпатской кампании стал Pinzgauer 1973 года, который притащили на лафете, дабы не расплескать по асфальту его внедорожный потенциал. Этот автомобиль долгое время служил на вооружении французской армии и знаменит впечатляющими характеристиками проходимости – ему под силу вскарабкаться в гору едва не вертикально вверх.
С другой стороны спектра внедорожной техники были два Peugeot 3008: один с бензиновым, другой с дизельным моторами по 1,6 литра. Они доставили людей и гуманитарный груз Красного Креста через все перевалы в точку базового лагеря. Это, кстати, был вклад компании «Пежо Украина» в общее дело. Еще один участник предприятия – «Торговый дом-НИКО» и «НИКО-Украина», предоставил два внедорожника посерьезнее: Mitsubishi L200 и Pajero Sport. Оба с «дизелем» 2,5 л, первый – на «механике», второй – с «автоматом». Вместительный пикап L200 взял на борт гуманитарный груз, а легкий Pajero Sport присоединился к разведывательным операциям и наравне со всеми взбирался на хребты по глинистым грунтовым подъемам.
Кроме автомобилистов в организации экспедиции приняла участие «Луксена Софт» – компания-разработчик карт Navlux для навигаторов Garmin. Это, между прочим, полезно, чтобы разработчик знал свой продукт не только изнутри теплого офиса, но и имел возможность убедиться в его надежности непосредственно, так сказать, «в полях».
Дело в том, что разработчики навигации не всегда тестируют свои продукты в «полях». А мы знаем точно, что в эти уголки нашей страны не добрался ни один разработчик навигации. Многие села и дороги плохо видны на аэроснимках, многих сел просто нет на картах вообще, и другой возможности, как сделать разработку с объездом территории – нет. Поэтому, чтобы получить более-менее содержательную карту, разработчик должен проехать по маршруту. Что, собственно, и сделали сотрудники компании на своем маленьком и всепроходимом Suzuki Jimny. А в итоге получили не только треки маршрутов и широкоугольные видеозаписи треков, а и море впечатлений и, что самое важное, бесценные уроки внедорожной езды. А ведь в первый день водитель Jimny после каждого брода останавливался и ложился под машину рассматривать, все ли в порядке с подвеской.
О демографическом кризисе в Украине и о том, что написано на ликах местных жителей мы кричали не один раз. О гуманитарной помощи и составе мешков с ней писать безнравственно, так как даже вторая рука не должна толком знать, что подает первая. Прославлять спонсоров – хотя и принято, но тоже как-то сухо и неинтересно. В голове совестливого журналиста крутится мысль – о чем же писать? О том, как там красиво и как славно мы покатались, или о том, что наша страна, хоть и не вся, но нищая и оборванная, требует вмешательства со стороны и помощи, пока гуманитарной? Или рассказывать о тех,кому мы ее везем? Богатейшая природа, повальная коррупция. Одна незаконная вырубка леса чего стоит. Кстати, в этом ремесле никто не от кого не прячется, и тайком бревна по ночам не таскает. Работают люди и техника. Рабы и технический мусор.
Мы крайне возмущались увиденным. Это воистину впечатляющая картина – бескрайние лысые горы с торчащими сиротливыми пнями. Зрелище ужасающее – будто невидимая беспощадная рука ампутировала Карпатам легкие. Но мы пообщавшись с лесничим, хозяином базы, где мы разбили свой лагерь, выяснили, что это нормально. Масштаб вырубки крайне далек до необходимых размеров санитарной вырубки леса. А без должных объемов санитарной чистки – природа может быть еще опасней, случись стихия. И сказал фразу, которая заставила задуматься: «Карпати зеленіють, а ми сивіємо». Ясно, что нужно трезво подходить к тому, что он говорит и что там творится. И браконьерство процветает, и бездумная вырубка. Но он нам поведал об особом менталителе – о том, что местные чтят Карпаты и никогда не причинят вреда.
Еще из наблюдений: во второй половине дня найти трезвый организм мужского пола уже нельзя. Травматизм, между тем, в это время достигает пика. Мы пытаемся накормить их рыбой. Давать им удочки и учить ловле, похоже, бесполезно. А сами они уже не хотят. И не захотят. Страшно?
Теперь главная мысль. Еще не все потеряно! Есть масса людей и организаций, которым ситуация в стране небезразлична. Мы не говорим об объединении усилий. С нашим менталитетом это сегодня еще невозможно. Но что возможно – это дать всем знать, что мы не одиноки в своих потугах, и что каждый из нас – вовсе не один в поле воин.
Мы легко преодолели компьютерную безграмотность. Делаем слабые попытки преодолеть сексуальную. Но есть еще безграмотность социальная. И сегодня она заключается в том, что попросту не знаем о том, что делают другие, нам подобные.
Есть ТСО (ДОСААФ), который никогда не прекращал своей работы – а представители Красного Креста удивляются, что такая организация вообще есть. Есть Красный Крест, который участвует, помогает, открывает – но кто знает о нем? Есть Клуб внедорожных приключений, есть множество наших и иностранных компаний, есть мы с вами, кто работает и живет полноценной жизнью. И если мы сегодня расскажем друг другу друг о друге, то наверняка векторы наших жизней когда-то пересекутся в одной точке и начнут совпадать. Заметьте, это выше политики и не зависит от режима. Так что списывать свое бездействие на власть имущих и коррупцию уже не получается.
Уже сегодня Клуб внедорожных приключений приступил к подготовке следующей экспедиции, которая запланирована, предварительно, на конец июня. Ребята загодя начинают собирать гуманитарные грузы, договариваться с будущими партнерами. Поскольку основная проблема не просто собрать необходимые вещи, а и доставить их к месту, а багажники специально подготовленных машин-экспедиционников заняты другими необходимыми предметами.
Принять участие в экспедиции может каждый. Проект продолжается и нуждается в медикаментах, вещах и помощи для будущих экспедиций и новых открывающихся пунктов первой помощи Красного Креста. Помощь можно передать в Клуб внедорожных приключений.
Дмитрий КОВАЛЕВ, президент Клуба внедорожных приключений
Нашей сопутствующей целью была разведка подъездных путей к далеким горным селам Выпчина и Андрековское в Черновицкой обл. Оба села находятся в труднодоступных районах, где дорог нет вообще. Сложнее всего было добраться в Выпчину, направляться в которое пришлось через горные хребты, заваленные вырубленным лесом тропы и устья рек, укрытые настом из коварных еловых веток глинистые подъемы. Подъем на хребет занял половину суток, а подниматься приходилось «гусиным шагом», используя лебедки, цепляясь друг за друга или за пни, оставшиеся после вырубки леса. В тот день команда вернулась в лагерь на рассвете, в 4 утра, чтобы добраться к месту назначения потрачено 17 часов. В столь поздний час в селе Выпчина уже все спали, поэтому собрать необходимые данные, кроме того, что в селе нет электричества, мы не смогли. Но мы эту задачу выполним в ближайшей экспедиции.
В село Андрековское, которое тоже находится недалеко от румынской границы на высоте 1300-1400 м, путь был тоже сложным. Нам удалось разведать несколько дорог к нему. Но все они небезопасны и не стабильны: случись осадки – подъездных путей к селу уже не будет.
В очередной раз мы увидели все тяготы существования в столь суровых условиях, что «сюрпризы» поджидают на каждом шагу – будь то каверзы грунтового покрытия, укрытые плотным молочным облаком хребты или вырубленный еловник, оставшийся после лесорубов. Впечатлили и погодные сюрпризы – утром 7 мая, в день нашего отъезда начался снегопад, за час выпало более 20 см снега, и обратная дорога через два высокогорных перевала превратилась, хотя и в красивый, но очень небезопасный участок.
Справка.
За три года существования проекта Х-Территория проведено более 15 экспедиций в социально необеспеченных труднодоступных регионах страны в Карпатах, Волыни, Полесье и Крыму. Клуб внедорожных приключений, работая под эгидой Общества Красного Креста в Украине, получил полномочия действовать в качестве отряда быстрого реагирования в зонах, пострадавших от стихийных бедствий и проводить разведывательные и спасательные операции. В этом году список полномочий пополнился еще одним ответственным заданием – открывать пункты первой медицинской помощи Красного Креста в особенно необустроенных географически изолированных населенных пунктах. Подробно о предыдущих этапах проекта читайте в №1(21) и №2 (22) «Вируса Свободы».