Идея какова?
«Идея какова? – посмотреть, как живет Азовское побережье с Украинской и Российской стороны? Далее к нам присоединились люди, которые хотели посмотреть Азовское побережье с профессиональной точки зрения – это экологи, журналисты, представители туристической сферы, они сегодня все с нами! Вот у нас на Украине с Азовским морем есть некоторые проблемы, хотелось разведать, что на Российской стороне, и сделать выводы, насколько здесь лучше», – говорит руководитель экспедиции Роман Воробьев.
Для начала экспедиции все готово. Маршрут разработан, пробег и топливо просчитаны, ночевки определены. Теперь, поехали!
3 января 5 часов утра – общий сбор на базе «Бомбы» (Симферополь). Перед стартом – общее фото, и в путь, ведь уже в 10.00 нужно успеть на паром на Керченской переправе, а туда еще ехать 250 км.
И вот, казалось бы незначительная, но преграда – таможня. Кассир парома заявляет, дословно, – «Ваша машина длиннее «десятки», значит 379 грн.» Пассажиры тоже платят 37 грн. с человека». Что интересно и в тоже время странно, «платим вперед, а таможня может и завернуть» – эдакая рулетка: повезет, не повезет. Паром вмещает около 20-ти машин. Почему около? Потому, что при желании работников этого парома или в каких-то экстремальных условиях они могут потеснить эту 20-ку и «внедрить» еще пару тройку «сильно желающих». Идет он 20 минут, так что даже разглядеть всё толком не успеваешь, и вот уже берег России.
Трек 1 дня
«Чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники», цитирует известное высказывание Виктор Чеботарёв.
Пока большинство проходит оформление, а пассажиры паспортный контроль, случился первый казус – не пропускают одного из водителей. К машине, к пассажирам претензий нет, а вот к паспорту, точнее к одной цифре в году рождения есть. Беседы, звонки начальству, аргументы и доводы – никаких результатов не дали. Назревает конфликтная ситуация, более того, уже стоит очередь на паром в Украину. После очередных переговоров, безальтернативно, водителя Линкольна вместе с автомобилем возвращают назад.
Что ж начало многообещающее!
За время этих бессмысленных дебатов команда потеряла часа три времени, поэтому и пришлось отказаться от маршрута на Тамань и экскурсии на косу. «Пришлось «нестись» по асфальту с частичными заездами на береговую линию», – рассказывает Роман Воробьев.
А вот уже и рыбацкий поселок Ачуево. Прямо на берегу моря, в типично рыбацких условиях с традиционным русским радушием команду встречает старый друг и соратник Андрей Елецкий. Уха, праздничный стол, ночлег в настоящем купейном вагоне на берегу моря и разговоры до поздней ночи. За первый день пройдено 427 км.
Осетровые, зебры и охотники.
Утро следующего дня началось с посещения рыбразводника: планировали легкую экскурсию, получился практически детальный осмотр. Стоит отметить, что одной из задач, которая стояла перед Азовским кольцом – оценка экологического состояния побережья Азовского моря. Экологи и «туристы» осматривали местность не только изнутри, но и снаружи, Андрей Елецкий представил быстроходную лодку, на которой часть коллектива осмотрела все вокруг. С учетом того, что в команде подобрались представители разнообразнейших профессий и увлечений, тем не менее, интересно это было всем.
Следующий пункт – Ростов-на-Дону. Здесь команду уже ожидал представитель Ростовского внедорожного клуба Протектор Олег «Зебра». Кстати сказать, что в этом пробеге колонну буквально предавали «из рук в руки». В буквальном смысле, Алексей «Охотник», который опекал группу весь отрезок пути по Краснодарскому краю, передал ее «Зебре» со словами «пост сдал», на что Олег сказал «пост принял».
Трек 2 дня
Вот, наконец-то и появилось время для «сокращенок» и преодоления препятствий. По рациям все выразили свое ликование – наконец-то бездорожье, песок прибрежной полосы не в счет. Как раз начало темнеть, все условия для «прохвата».Дорога, что надо: грязь, лужи, колеи… BMW X5 и Lexus «торчат» по самое небалуй шлифуя своими стандартными колесами ростовскую грязь… Вот она, реальная возможность помочь страждущим, как выяснилось, «страждующие» думали также.
А дальше – дача Олега: пол с подогревом, спальные мешки, одеяла и обсуждения экспедиции – идеальные условия для отдыха, по типу пионерского лагеря после немалого пути – 443 км за день.
По-братски!
К 8 утра все готовы продолжать. Через насыпную дамбу – на Ростов. За ним и тракторная трасса на Таганрог, а там уже виднеется множество внедорожников, вот он клуб «Нивоводы Ростовской области» во всей красе. Приветствия, дружеские пожатия с последующим знакомством – прекрасная атмосфера между коллегами по увлечению. Быстро организовались для группового фото на фоне трибун, и не мешкая легкий драйв по самой трассе.
После совместных грязевых покатух с нивоводами, курс лежал домой, в Украину. Поэтому отъехав чуть за Таганрог, колонна остановилась, и каждый член команды выразил свое мнение по поводу нашего приема в России – это было действительно ПО-БРАТСКИ!
Вспомнив негативный опыт прохождения границы, все немного поднапряглись, перед тем, как буквально ввалиться в приграничную полосу Новоазовской таможни. Теперь российские пограничники «выглядели» какие-то несоответствия уже в 2-х паспортах автомобилисто. Опять споры, нервы, но в этот раз обошлось, и выпустили из России команду благополучно. За пропускным пунктом уже ждали мариупольские джипы из клуба «Мариуполь 4х4» в лице Сергея «TURIST». И чтобы не терять время, сразу за таможней колонна свернула к морю и таким образом, по береговой линии, объезжая населенные пункты добралась до 3-го места ночевки в поселке Сопино – ведомственной гостиницы комбината «Азовсталь».
Трек 3 дня
Наверное, так выглядит ад!
6 января команда наконец-то просыпается по Киевскому времени, и в путь. Максимально близко к береговой линии, местами прямо по песку, опять же объезжая многочисленные застройки движется на Мариуполь. Первая цель – шлаковые горы рядом с металлургическим заводом. Зрелище конечно впечатляющее. Вообще Мариуполь представляет собой сплошную экологическую проблему, и места, которые автомобилисты посетили тому яркое подтверждение. Дышать нечем, глаза решет, я вообще не представляю, как можно жить в таких условиях. И что интересно, мариупольцы, из местного внедорожного клуба, такие приветливые, будто в раю живут. А на самом деле, Мариуполь – это место, куда можно свозить всех грешников для мучения.
После поселков Ялта и Урзуф, колонна двинулась без мариупольских коллег и двинулась в сторону, как они сами называют, изюминки Азовского моря, города Бердянска. После преодоления различных препятствий типа расщелин и балок, после прохождения по кромке глиняных обрывов и прочих «радостей джиперов» наконец-то добрались. Встретили команду друзья и родные действительно по-царски: шикарный отель, спа-центр, боулинг, вкуснейший ужин и масса ярких впечатлений. А так, как в этот же день у единственного пилота-девушки Кидяевой Ольги (TLC 70 «Малыш») был День рождения, поэтому именно такой прием пришелся кстати.
Трек 4 дня
Всех препятствий не опишешь
И кто бы сомневался, в 9 утра колонна на маршруте. Одно интервью, немного съемок, и по побережью в сторону Приморска. В одном из оврагов – первая серьезная поломка. На TLC 105 срезало одновременно заднюю правую полуось и на той же стороне, только в передней ступице, срезало запирающий хаб. Машина стала обездвижена. По бомбовски быстро Тойоту вытащили из оврага, и на тросе дотянули до ближайшей рыбацкой артели. На месте оценили возможности и за час с небольшим, методом сварки и славянской смекалки, вернули 105-ю в строй. Но вот ночевать теперь придется не в Геническе, а в Кириловке. Всех препятствий не опишешь, и уже ночью команда прибыла в курортный городок.
В пятый день особой трассы не намечалось: Ооднотипная местность, дорога вдоль моря, частые балки на пути, которые по кругу обходит дорога. Но вот в одной из таких балок, и произошло то, что так сказать разнообразило дорожную унылость группы. На одном боевом корабле отказали два винта, и оба правых.… Не имея нужного инструмента для ремонта, колонна была вынуждена заехать на закрытую от посторонних глаз, базу отдыха. Но там и починились, и окончательно проснулись.
Трек 5 дня
«Эти 10 метров в длину и 10 метров вниз на частично упавшей в обрыв машине я запомню навсегда», – делиться участник автопробега.
Когда до конечного пункта оставалось около 400 км, команда решила посетить Бирючий остров. В который раз присоединились журналисты. Но вот на територию, колонну не пустили – воскресенье. Тогда уж – путь на Геническ: обрывы и камыши, заводы и лиманы. На одном из таких участков произошел, наверное, самый экстремальный случай за все время Азовского кольца. Двигаясь вдоль береговой линии, вдоль обрыва, по существующим дорогам приходилось часто сталкиваться с осыпавшимися берегами и даже исчезнувшими кусками этих дорог. Для того чтобы не попасть в такую ловушку старались держаться как можно дальше от обрыва, но не всегда это получалось. Оставалось только «газ в пол» и без лишних «телодвижений». «Эти 10 метров в длину и 10 метров вниз на частично упавшей в обрыв машине я запомню навсегда», -- делиться участник автопробега. «Конечно, все остановились, тем более я просто проорал в рацию «уходите от обрыва, дороги нет!» После осмотра места стало ясно, я использовал один шанс из великого множества упасть в обрыв». А вот когда на обходном пути, машины начали «садиться» всех блестяще вытаскивала Оля (TLC 70).
Трек 6 дня
А там и Геническ, проехали через весь город, даже заблудиться смогли, и наконец-то практически финишная прямая автопробега– Арабатская стрелка. Вышли на песчаную дорогу после села Стрелковое, появилось непреодолимое желание «пораллить» по песочку, тем более ширина, как и гладкость покрытия этому способствовала. Но вот только трамплин не заметили. При скорости около 140 км/ч, с трамплина, первый экипаж «пролетел» около 10 метров. Но, все выдержало, и никаких повреждений у Тойоты нет.
Домой
Стартонули на мини ралли-рейде по Арабатке резво, для проверки качества различных направлений и дорог разделились. Ехали практически по всей ширине «стрелки» начиная от линии прибоя заканчивая лиманами. А после – обратный путь на Симферополь, уже по крымскому асфальту.
Весь трек
Среди итогов – ни одной остановки ГАИ, идеальная погода: и солнце, и мокрые дороги, даже снега чуточку захватили, боевая команда, и как выяснилось, хорошо сформированный график. За все время автопробега ни малейшего даже намека на недовольство и скулеж, а условий и поводов за 1838 км было предостаточно.
«Но все же, хорошее имеет способность заканчиваться», – напишет через несколько дней, единственная женщина-пилот автопробега, Ольга Кидяева на портале «Темрюк инфо». «Едем дальше … время старта у всех одно».