Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров рассказывает порталу AutoCom о резко возникнувших проблемах энергосбережения, преимуществе системы «Trade-in» перед авторынками, нюансах отмены 13% надбавки на импортные товары и о том, стоит ли проводить в следующем году Kiev Automotive Show.
- Олег Юрьевич, какие последние новости, как говориться, «с линии фронта»?
- Самая последняя информация такова. 12 июня начал действовать приказ Таможенной службы на основании которого не разрешается проводить таможенное оформление автомобилей без так называемого экспертного заключения от национального агентства по вопросам энергосбережения. Самое интересное, что за 18 лет независимости Украины ничего подобного не наблюдалось и проблема того, что автомобили не проходят эту экспертизу, никого не волновала. Я изучил данный вопрос и, как оказалось, таможенники уже давно дают такие заключения, но для этого существует перечень материалов, например, кирпич, цемент, шлакоблоки и прочие стройматериалы, которые имеют прямое отношение с теплопроводности. Но причем здесь автомобили? Это же не дом, не школа или детский садик. Какое отношение к энергосбережению имеет автомобиль с двигателем внутреннего сгорания?
- Вы хотите сказать, что это еще один способ «найти средства» в кризисные времена?
- Да, похоже на это. Комичность ситуации в том, что при таких обстоятельствах следующим шагом национального агентства по вопросам энергосбережения может стать выдача экспертных заключений, например, на шубы, как они проводят тепло? А решать, какой автомобиль хороший, немецкий или японский, как по мне, не совсем в компетенции данного агентства. Судя по перечню документов на автомобиль, которые требуются для такого заключения, а это контракт, сертификация марки, инвойс, сертификат и свидетельство плательщика налогов. И на основании этих документов делаются заключения, является ли автомобиль энергосберегающим. Где логика?
- Какие действия принимает ВААИД?
- Мы сейчас пытаемся либо вообще отменить это нововведение, либо изъять из перечня энергосберегающих материалов автомобили и двигатели. Да и если давать экспертные оценки, то какого уровня должны быть специалисты? Один японский производитель проводил сертификацию производства, на место выезжает комиссия нашего госстандарта, причем за счет производителя, но японцы оказались дотошными и заставили заполнять анкеты с указанием высшего образования. В итоге, только один наш соотечественник из 14 «эксперт» имел приближенное к нужному образование, остальные же чуть ли не институт физкультуры позаканчивали. Отсюда у меня вопрос: неужели в национальном агентстве по вопросам энергосбережения работают такие профессионалы, которые могут принимать решение, лишь взглянув на контракт? Какой вывод они напишут? Что этот автомобиль энергосберегающий или нет? Да над созданием современных авто трудятся лучшие мировые специалисты, целые корпорации.
- Интересно, откуда «ноги растут» и на чем основывается данное нововведение?
- Здесь, как и во всей нашей стране, не обошлось без юридического нонсенса. Данный приказ №53 национального агентства по вопросам энергосбережения был выпущен 27 апреля, в Минюсте был зарегистрирован 21 мая, а документ от 12 июня – это приказ Таможенной службы на выполнение вышеупомянутого приказа. Но таможенники кое-что не учли и пытаются сейчас выкрутиться. Дело в том, что 21 мая утром Министерство Юстиции приказ зарегистрировал, но его действие регламентируется пунктом 5 постановления Кабинета министров № 1094 «Про экспертизу энергосбережения». Так вот, 21 мая Кабинет министров своим новым постановлением №493 отменил действие этого самого пункта №5. То есть, приказ основан на несуществующем постановлении. Вот такая ситуация.
- Будем ждать дальнейшего развития событий. Олег Юрьевич, ваша организация прилагает усилия по узакониванию торговли б/у автомобилями. Какие успехи или проблемы в этой области?
- ВААИД сейчас пытается пролоббировать принятие закона по «Trade-in», чтобы можно было законно продавать подержанные автомобили, то есть обменивать старые авто на новые с доплатой. Ведь Украина все еще живет авторынками, хотя такого явления в мире практически не осталось. У нас же невозможно заниматься настоящим Тrade-in, даже банки, которые якобы действуют по подобной схеме, делают это незаконно, поскольку законно – это бешеные налоги и никакой выгоды. Понятно, что все эти вещи надо менять, поэтому мы и предлагаем на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который предусматривает налог только с разницы покупки-продажи автомобиля, скажем так, с «маржи». Откровенно говоря, мы встретили серьезное сопротивление некоторых депутатов, хотя мы согласны на внесение поправок и готовы идти на компромисс. Ведь сегодня подержанные автомобили продаются через биржи, их заявленная стоимость 200-300 грн., или по доверенности, но это тоже чревато проблемами. В система «Trade-in» имеет много преимуществ, покупатель может быть спокоен, ведь автомобиль проходит проверку, у него точно не скручен километраж, ответственности на продавце намного больше, чем при покупке на автобазаре, где могут подсунуть что угодно. А «Trade-in» - это стопроцентное наведение порядка.
- Как обстоят дела с отменой 13% надбавки?
- Мы сообщали о том, что Конституционный суд фактически отменил Постановление Кабмина от 18 мая этого года, согласно которому отменялась 13% надбавка на все импортные товары, кроме автомобилей и холодильников. То есть, сейчас все импортные товары подпадают под действие данной надбавки. Также Суд решил, что вопросы введения и отмены таможенных ставок находятся только в компетенции Верховной Рады. А именно Рада в феврале ввела 13% надбавку на все импортные товары. В данной ситуации, когда Рада уже собирается на каникулы, какие либо важные решения вряд ли будут приняты. К тому же, если сейчас отменить надбавку, то учитывая все бюрократические нюансы, отмена вступит в силу в начале сентября, как раз в то же время (7 сентября) заканчивается действие существующей надбавки. Что будет дальше прогнозировать сложно, но пожить без 13% надбавки импортеры какое-то время успеют.
- Олег Юрьевич, вопрос «на закуску». Люди расстраиваются из-за отсутствия Kiev Automotive Show, которое не проводилось в этом году. Какие планы на будущее?
- Вполне возможно, что через год нам уже будет что показать людям и организовать действительно стоящую выставку. В этом году ситуация сложилась далеко не самым лучшим образом. Зачем же расстраивать людей, когда можно провести выставку, например, раз в два года, как это делается во многих странах, но провести ее на высоком уровне, заинтересовав как простых любителей автопрома, так и бизнесменов и партнеров. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и надеемся только на лучшее.