20 Января 2011 02:01Автор: Администратор / Просмотры: 7040
Учимся ездить зимой на полном приводе
Полный привод на самом деле делает вождение безопаснее. Но, конечно, не гарантирует отсутствие аварий. Попасть в ДТП можно на любой машине. В первую очередь под угрозой находятся водители переднеприводных авто.
Передний привод
Дело в том, что машины с таким типом привода, если переборщить с газом, склонны к сносу передней оси, т.е. проявляют недостаточную поворачиваемость. Неподготовленный водитель инстинктивно попытается затормозить, но, как правило, даже не успевает донести ногу до педали, поскольку уже при сбросе газа соскальзывание многократно усиливается. На эту ловушку собственных инстинктов неопытные водители с передним приводом как раз попадаются: очень хочется тормозить, а надо-то газовать!
Задний привод
В этом смысле заднеприводные автомобили «почеловечнее». В ситуацию с недостаточной поворачиваемостью они попадают реже, но чаще страдают от избыточной. Проще говоря, машины с задним приводом заносит. Со страху водитель бросает педаль газа, а машина тем самым стабилизируется. В данном случае инстинкты помогают сделать все правильно.
Здесь вообще скажем пару слов об этих самых инстинктах. Вождение автомобиля, по сути, представляет постоянную с ними борьбу, поскольку внутренне заложенная моторика велит нам зачастую не то, что необходимо делать за рулем. Скажем, в ситуации с тем же сносом нужно слегка добавить газ и поймать момент, когда колеса вновь войдут в сцепление с дорогой. И одновременно с этим необходимо аккуратно выравнивать руками руль, который, видимо, был повернут слишком резко и на слишком большой угол, что и привело к скольжению и недостаточной поворачиваемости.
На словах обрисовать это тяжело, необходимо учиться и тренироваться. В каком-то смысле все тексты об управления автомобилем немного бесполезны, ведь одно дело прочесть, другое – применить. Но не отметайте теоретические сентенции совсем и не спешите закрывать страничку с данной статьей. Теории – они, знаете, тоже разные бывают.
Бытует, например, мнение, что при сильном заносе задней оси (когда и заднеприводное авто простым сбросом газа не «успокоить») нужно выкрутить руль в сторону этого самого заноса. Правильно, только производить это выкручивание нужно на короткий промежуток времени и затем быстро выпрямлять колеса. Эта часть «правила» в народ почему-то не пошла. Испуганный внештатной ситуацией водитель выворачивает «баранку» резко и сильно, машина начинает выходить из заноса, на какой-то момент кажется, что опасный эпизод позади, однако, если передние колеса срочно не выпрямить, автомобиль начнет нести в другую сторону. Такой маятник профессионалы называют «ритмический занос». Примерно на третьем «качке» машину либо начинает уже совсем неуправляемо крутить вокруг собственной оси, либо просто вышвыривает с дороги. Это касается и переднеприводных и заднеприводных автомобилей.
Part Time
Ну а что же наш с вами полный привод? Для начала (если вы, к примеру, недавно купили свой первый в жизни внедорожник или паркетник) необходимо разобраться – какой именно у него тип полного привода.
У вас part-time с жестко подключаемым передним мостом? В руководстве пользователя вы наверняка найдете информацию о том, что кроме как медленно и по грязи с задействованной передней осью двигаться нельзя. Однако большинство опытных пользователей полноприводной техники считают, что, к примеру, по прямой на снежной каше part-time вполне можно использовать при довольно быстрой езде. Другое дело, что отсутствие свободного межосевого дифференциала ограничивает поворачиваемость автомобиля. Пытаясь на скорости войти в неожиданно возникший резкий поворот, можно «уйти» в кювет, скользя обоими мостами.
Масса возможностей уйти туда же предоставляется и на популярных ныне кроссоверах. Особенно тех, что оборудованы «староформатной» вискомуфтой. Более современный Haldex с помощью электроники довольно грамотно «играет» приводным моментом, а вот с вязкостной муфтой иначе.
Даже небольшое и абсолютно управляемое проскальзывание колес может привести к повышению температуры внутренней жидкости, соединению фрикционов и последующему перераспределению нагрузки по осям. Для водителя подобное изменение поведения машины прямо посреди какого-нибудь поворота может стать весьма неприятным сюрпризом. Как бороться? Найдите ровную и большую площадку (опустевшая ночью парковка возле близлежащего гипермаркета очень подойдет) и специально попробуйте входить в занос, крутите резко рулем, совершайте намеренные ошибки, почувствуйте, что «делает» машина, как меняется ее поведение в зависимости от ситуации. Опытный «кроссоверщик» в определенные моменты специально может слегка перегазовать, чтобы заставить вискомуфту работать нужным ему образом.
Full Time
И даже если ваше авто оборудовано full-time системой с дифференциалом, не думайте, что теперь на дороге вам ничего не страшно. Подобная техника дарит «наезднику» очень опасное чувство вседозволенности. Ведь там, где переднеприводная или заднеприводная машина уже ушла бы в снос или занос, все четыре ведущие колеса держатся, казалось бы, уверенно.
Однако у машины с постоянным полным приводом момент наступления экстремальной ситуации по сравнению с моноприводными собратьями по времени несколько сдвинут, но он очень «подлый», т.к. возникает слишком резко.
Только что было ощущение контроля над всем и вся, а неожиданно водитель чувствует, что началось (характерное прежде всего для full-time) неуправляемое скольжение боком, когда оси не пытаются обогнать друг друга, нет как такового сноса или заноса, но автомобиль с неизменным положением корпуса «летит» в сторону от дороги. Из такого полета себя с машиной можно «вытянуть» плавным открытием газа, если, конечно, ширины дороги хватит, ведь стабилизация происходит не сразу.
А еще внедорожники с Full-time склонны к сносу передней оси при избыточном газе и слишком резком повороте руля – постоянной задействованный «зад» толкает проскользнувший «перед». Пусть вы совладали с собой, не попытались тормознуть, а попробовали чуть выровнять руль и приоткрыть газ для того, чтобы передние колеса вновь нашли сцепление с покрытием, внештатная ситуация на этом может не закончиться. Если покрышки на передней оси войдут в контакт с дорогой слишком резко, недостаточная поворачиваемость может мгновенно смениться на избыточную, вас кинет в занос.
Электронные помощники
В общем, проблем с любым типом полного привода может быть масса. В наши дни в плоскости борьбы со всеми этими неподконтрольными поворачиваемостями лучше всех, конечно, выглядят электронно-гидравлические системы – всякие 4-matic, «фирмоушны» и прочие xDrive. Десятки датчиков буквально «читают» дорогу, следя за распределением усилий не только на оси, но и на каждое колесо в отдельности.
Да, не ясен ресурс всего этого хозяйства, поддержание работоспособности сложных систем в перспективе будет обходиться недешево, да и на бездорожье подобные штучки иногда только мешают. Но в обычной-то жизни они способны сгладить большинство водительских ошибок.
И все же, каким бы типом привода ни была оснащена ваша машина, не надо с ее приобретением считать себя королем дороги и лететь на пределе, не разбирая пути. В условиях русской зимы система полного привода 4х4, конечно, лучше, но только если уметь ее правильно использовать.
И научиться этому сложней, чем прочувствовать переднеприводный или заднеприводный автомобиль. Правильней всего пройти обучение на специальных курсах контраварийного вождения – даже водители со стажем в несколько десятков лет открывают там для себя новое. Дорого? Тогда хотя бы на каком-нибудь пустыре потренируйтесь в рулении, это позволит вам понять, что возможности внедорожника шире, чем у других машин, но автопанацеей он не является.