Лучший друг десантника, ковбоя и труженика села.
«Украинский джип» ЛуАЗ может похвастаться родством с Ким Ир Сеном, дружбой с ВДВ и уникальными внедорожными качествами
Утверждать, что отечественный продукт - лучший в мире не только очень патриотично, но и во всех отношениях полезно. Вот болгары, например, рассказывают гостям не о том, как турки их 300 лет угнетали и мешали ходить в православные церкви, а о том, как они этих турок потрошили (в перерывах между поеданием жареного барашка и распитием виноградного вина), и какие их церкви древние и красивые. Народ со всей Европы валом валит посмотреть на «уникальную фреску - Иисус в космическом корабле». А если мы будем говорить о том, что «украинский джип» производства Луцкого автозавода - лучший в мире по внедорожным качествам, тоже кто-нибудь поверит. Ну и пусть болгарская фреска на самом деле исключительно канонична и никакого космического корабля там нет. Главное, что «волынянка» действительно машина из разряда «куда видишь - туда едешь». А в плане романтичности истории происхождения заткнет за пояс любого азиата. Тем более что ЛуАЗ по праву может считаться первым корейским внедорожником.
Корейский внедорожник
Что в Советском Союзе всегда умели делать хорошо - так это оружие. Причем давней и типичной для русского оружия особенностью является его простота и «неубиваемость». Все более-менее приличные и функциональные вещи изначально были сделаны для военных нужд. ЛуАЗ - не исключение. Главный секрет неизмеримо высшего по сравнению с любым другим внедорожником соотношения «цена-прочность» сродни анекдоту про старого еврея. Ну, того, который перед смертью открыл тайный рецепт необыкновенно вкусного чая: в машине очень много толстого железа. Но при этом «жужик» - как еж из другого анекдота: сильный, но легкий.
Этот человек не известен широкой общественности на территории бывшего СССР. Зато в Корее его знает каждый школьник. Беседы Вождя со скромным агрономом из сибирского села Травное, записанные и опубликованные, стали частью северокорейской истории. Подумайте сами: не поймай он гранату, летевшую в корейского лидера (о чем рассказано ниже), восторжествовали бы на северной части полуострова идеи чучхе? И укрывал бы Полководец теплым пальто, как гласят легенды, заснувших на рабочем месте от переутомления комсомольцев? Более того, возможно, и маленький зеленый автомобиль - герой нашего рассказа, - не появился бы на свет.
Тогда, 1 марта 1946 года, младший лейтенант Новиченко стоял в оцеплении на митинге, который проводился близ Хедзио (ныне Пхеньян) и был посвящен первой годовщине освобождения Кореи. Как рассказал «Вирусу свободы» непосредственный участник тех событий, бывший сержант-десантник Тимофей Низиенко, «приехал на машине Ким Ир Сен, и только встал на трибуну, как из толпы в него полетела граната Ф-1, «лимонка». И понимаете, никто же не мог убежать! Но тут лейтенант подпрыгнул и схватил эту гранату, потом падает вниз лицом и под себя ее. Над сердцем у него она и взорвалась. Его забрали сразу, а митинг начался». Все подумали, хана лейтенанту. А он ничего, встал.
В ожесточенных боях 1950-53 годов (в которых участвовал и наш знакомый, десантник Низиенко) выяснилось, что армии крайне не хватает легкого вездехода для транспортировки раненых, подвоза боеприпасов и т.п. ГАЗ-69, основной на то время военный джип, были слишком велик, тяжел и неповоротлив. На изрытом воронками поле «бобарь» часто садился на мосты. И десантировать его на парашюте, без платформы, тоже было крайне проблематично. И партия сказала «надо» специальной группе Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) в Москве.
Папой прототипа будущего ЛуАЗа стал Борис Фиттерман - конструктор известных советских бронетранспортеров БТР-152 (разработанных, в свою очередь, на базе узлов и агрегатов грузовика ЗИС-151). К 1958 году московские специалисты создали опытный образец с мотоциклетным двигателем в 22 «лошадки», независимой торсионной подвеской на продольных рычагах и кузовом из стеклопластика, где роль рамы играло основание кузова. Короче, этот вариант был забракован, и все получилось только после того, как к разработке второго образца подключились специалисты Запорожского автозавода. О, если бы только знал тот эстрадный шутник, как близка к истине его острота «хорошая машина «Запорожец», только пулемета не хватает»!
Чтобы решить задачу транспортировки раненых, место водителя расположили посередине, прямо за ним сидел санитар. Боковины и верх кузова закрывал брезентовый тент. А если противник очень уж настойчиво лупил по низенькой платформе (именно так выглядел автомобиль), то управлять ей можно было лежа, тем более что приборный щиток монтировался на растяжках ступицы руля.
Итак, совместными усилиями с 1961 года пошел в серию первый советский переднеприводный автомобиль ЛуМЗ-967 (Луцкий машиностроительный завод был создан в 1959 году на базе Луцкого авторемонтного завода в рамках программы по техническому перевооружению Советской армии, и лишь затем стал просто ЛуАЗом). При весе чуть больше тонны это чудо военной мысли ездило со скоростью до 75 км/ч, плавало со скоростью до 3 км/ч, взбиралось на подъемы до 58 градусов, а для подтягивания грузов и раненых в боевых условиях имело лебедку с тяговым усилием в 150-200 кгс и сотней метров троса. И носило гордую приставку ТПК - Транспортер Переднего Края.
«Лендровер» для тружеников села
Не секрет, что условия работы в сельской местности максимально приближены к боевым. Особенно если там ездят лесовозы. И потому новый легкий вездеход очень пригодился на родных полях. На базе агрегатов ТПК Запорожье выдало на-гора первую партию автомобильчиков, имевших узнаваемые теперь всеми черты и крышу в виде тента. Да-да, назывался он именно ЗАЗ-969, причем конструкция его была доработана вообще в Москве, на заводе «Коммунар», по результатам проектирования «Москвича-415».
И вот, в 1971 году, после ликвидации дефицита комплектующих, в серию пошел уже самый настоящий ЛуАЗ-969, представлявший собой уже вполне полноприводный автомобиль. Кстати, выпускался он по-прежнему в кооперации с ЗАЗом. Вплоть до 1975 года происходили всяческие доработки, внедрялись разнообразные нюансы, и происходила унификация с армейскими машинами по узлам и агрегатам. Но самое главное, что армейское понятие «средняя скорость движения колонны» так и осталась доминирующей в гражданских машинах: прекрасная концепция джипа с низким центром тяжести, позволявшая получить высокоскоростную машину, была начисто угроблена движком производства мелитопольского моторного завода и непригодными для быстрой езды колесами.
В активе - сопоставимая с «Лендровером» вместимость салона, позволяющего перевезти несколько здоровых мужиков, их рюкзаки, собак и окровавленные трупы вепрей, добытых на охоте. Причем по жутким, как говорят брутальные джипперы, «дрищам», благодаря сравнительно жесткой независимой подвеске всех колес с небольшой неподрессоренной массой. И это притом, что размер от дорожного просвета до уровня пола - чуть более 200 миллиметров, а это до сих пор абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа. Плюс большая жесткость кузова на кручение (даже в тентованном исполнении), так как между точками крепления к кузову передней и задней подвесок всего чуть более метра. Да еще и рама интегрирована в силовой каркас кузова.
Согласитесь, ради таких званий можно наплевать на скорость. Едет медленно - зато панель приборов мягкая, сиденья от «жигуля» и «форточки» дверных стеклах. Этот родственник танка имел еще одно незаменимое качество для жителя сельской местности: ремонтопригодность. Конструкция предусматривает легкую замену ответственных деталей рулевого управления и подвески.
Расчет простой: пробежала машинка по болотам и пескам 15 тысяч - проверь, все ли в порядке и замени то, что износилось. Но если лень, можно и не менять. Ну да, люфт в рулевом управлении будет больше рекомендованного, зато колеса не отвалятся. Тормозные колодки менять приходится через 15 тысяч км. В остальном достаточно следовать стандартным инструкциям в обслуживании, и не жалеть солидола и хорошего масла.
Даже сегодня ремкомплект гидроцилиндра вакуумного усилителя тормозов обойдется вам в пару долларов, подшипник в колесный редуктор - в 5 долларов, а лобовое стекло - максимум в сороковник. Кроме того, если вас не устраивает слабенький движок, можно без особых проблем сделать своему железному приятелю пересадку сердца, поставив двигатель ВАЗ 21011 объемом 1,3 литра, а заодно поставить колеса большего диаметра. Как говорят специалисты, самый подходящий мотор. А если и 63 лошадок вам недостаточно, мотор можно немного взбодрить, доведя объем до 1,6 литра путем нехитрых переделок.
Друг ковбоя
Короче, вывезли «жужиков» под видом оборудования для охоты в частное охотничье угодье размером с Москву, где они исправно трудятся по сей день. Причина, толкнувшая янки на столь странную операцию, та же: починить какой-нибудь Wrangler после диких гонок за дикими оленями стоит полтысячи долларов, а ЛуАЗу столько нужно на год, даже с учетом доставки запчастей из-за моря.
А что касается проходимости, то украинский джип имеет мало конкурентов и вполне может подло заманивать сверкающие импортные внедорожники в песок, чтобы потом, хихикая, их оттуда вытаскивать. Главные его недостатки - жесткость, шум, плохая обзорность назад и полное отсутствие комфорта в поездке. Рассмотрим все это по порядку.
Жесткость
ЛУАЗ, как и положено короткобазной машине, имеет тягу к «козлению». Ход амортизации составляет всего 10 см., поэтому прыгать на нем с высоты более полуметра без парашюта не рекомендуется. Зубы повылетают. Хотя была информация, что завод пытался выпускать автомобили с пружинно-пневматической подвеской изменяемой жесткости и регулируемым дорожным просветом.
Шум
ЛУАЗ, как и положено военной машине, полностью лишен шумоизоляции и полон всяких дыр и щелей. Умельцы ликвидируют их, например, поклейкой на пол салона обычного рубероида с последующей грунтовкой и покраской. Но это, конечно, не единственный способ. После установки поглощающих панелей, замены дребезжащей родной ручки переключения передач, установки глушителя от «копейки» и т.д. проблема ликвидируется. Пределов совершенству, как говорится, нет.
Гораздо важнее обкатать машину, если она новая, поскольку до момента полной приработки узлов расход может быть весьма заметным. Зато исправный, обкатанный автомобиль потребляет на трассе 8-8,5 литра на 100 км. 76-го!
Комфорт
Эта проблема, как и проблема плохой обзорности, снимается с повестки дня путем отстегивания тента. Надо сказать, что после проведенной в 1988 году модернизации модели 969М автомобиль с новым индексом ЛуАЗ-1302 начали оснащать 53-сильными четырехцилиндровыми двигателями от "Таврии" МеМЗ 245-20 с водяным охлаждением, что в среднем на 16% снизило расход топлива и значительно уменьшило шумность.
Прочнее стали лонжероны П-образного сечения. Сиденья также были позаимствованы у «Таврии». Появилась новая панель приборов и дополнительные шумо- и виброзащитные коврики. Но печка и стеклоочиститель в ЛуАЗе такие же, как на Ваз-2101. В холодную погоду у вас могут запотеть стекла, но этот недостаток легко устраняется переключением отопителя на забор воздуха снаружи автомобиля. Влажный холодный воздух постепенно выдувается теплым через открытую форточку и имеющиеся щели.
Но это, как вы сами понимаете, только по дороге от дома до места назначения. Все эти детали неважны, когда машина прет по заболоченному лугу, в траве выше крыши, а никакого беспокойства на сердце нет и не нужно никого просить выйти и отвести назад ветки, чтобы не поцарапать краску!
Основные технические данные модели ЛуАЗ-1302 выпуска 1994 г.:
Двигатель - четырехтактный карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 52 л.с. От оригинала на «Таврии» отличается конфигурацией стыка коробки передач.
Полезная нагрузка - 400 кг. (реальная - около тонны)
Масса снаряженного авто - 970 кг.
Дорожный просвет - 280 мм.
Максимальная скорость - 100км.ч.
Расход топлива при 80 км/ч. и полной загрузке - 9 л./100км.
Максимальный подъем с полной нагрузкой - 60 %.
Радиус поворота - 5 м.
Габаритные размеры - 3390 х 1610 х 1770 (высота).
Топливо - АИ-92
Кузов - цельнометаллический открытый, четырехместный двухдверный, с открывающимся задним бортом.
Силовая передача - постоянный привод на передние колеса, подключаемый синхронный привод на задние колеса. Полуоси полностью разгруженного типа.
Задний дифференциал - блокируемый
Тормоза - барабанного типа.