1. Что такое квадроцикл?
Аббревиатура ATV расшифровывается как All Terrain Vehicle, что в дословном переводе на русский обозначает «транспортное средство для езды по всем поверхностям». У нас, в Украине, ATV как только ни называют — и мотовездеходами, и четырехколесниками, и квадроциклами, а зачастую просто, по-дружески, квадриками.
Согласно стандарту ANCI (американский институт стандартов), мотовездеход (all-terrain vehicle) должен иметь следующие признаки:
шины, рассчитанные на низкое давление
водитель сидит верхом на сиденье
руль велосипедного типа
быть одноместным или двухместным
Большинство мотовездеходов имеют 4 колеса, такие мотовездеходы называются квадроциклами или четырёхколёсниками. Некоторые мотовездеходы имеют 3 колеса (трайки или трициклы), есть также специализированные мотовездеходы с 6 или 8 колёсами.
2. Для начала немного истории
Самый первый квадроцикл (Quadricycle –англ.), а именно транспортное средство на четырех колесах с мотором, было разработано в английской компании Enfield Cycle Company. Эта компания продает свою продукцию под брендом Royal Enfield с 1890 года. Royal Enfield до сих пор успешно работает на рынке и считается старейшей действующей мотоциклетной компанией в мире.
Модель квадроцикла Royal Enfield образца 1900 года.
Итак, достоинства налицо – легкость в управлении, ездит по воде и по суше. Но недостатки тоже были . Амфибии были громоздкими и маломаневренными. Была и еще одна причина для поиска альтернатив.
Экономический кризис 70-х заставил производителей искать пути удешевления продукции.
Что же предложили изобретатели?
А просто сократили количество колес ровно вполовину. И если мотовездеход 6х6 стоил порядка $1500, то трехколесный «всепроходец» можно было купить всего за $600-800.
Когда на смену амфибиям пришли аппараты, которые сейчас называют мотовездеходами, ATV или квадроциклами, вышеописанные транспортные средства выделились в отдельный класс, который в английской транскрипции получил наименование AATV (amphibious all-terrain vehicles), а в отечественной часто называется миниамфибиями или просто амфибиями. Эти машины не такие быстрые, как другие ATV, зато они отлично ведут себя на небольших скоростях, вместительные и умеют плавать. Сейчас такие аппараты производят, например, американская MAX под одноименным брендом и канадская Ontario Drive&Gear Limited (ODG) под брендом Argo...
Трицикл Honda ATC90, 1970г.
Honda ATC200E Big Red, 1982
Honda ATC250R, 1981
Suzuki QuadRunner LT125, 1982
Компания Suzuki же пошла по другому пути. Она не стала пытаться повторить успех Honda, а сделала ставку на все то же самое, только на четырех колесах. Первый квадроцикл был представлен Suzuki в 1982 году, это была модель QuadRunner LT125. Он позиционировался как "развлекательная модель для начинающих".
Suzuki LT250R QuadRacer
Уже спустя три года появился первый настоящий конкурент трициклов – модель Suzuki LT250R QuadRacer. Он отличался достаточно сложной конструкцией подвески, разработанной специально для долгих вояжей, 2-тактным двигателем с жидкостным охлаждением, и поначалу 5-и, а потом 6-скоростной трансмиссией с полностью ручным переключением. Эта машина была разработана уже не для "игрушек", а для вождения опытными водителями.
Год спустя, в 1986, Honda ответила своим квадроциклом - FourTrax TRX250R. Свой аналог сделала и Kawasaki.
Banshee 350
В 1987 Yamaha представила новую модель четырехколесника с высокими эксплуатационными характеристиками. Это был аппарат Banshee 350, который позаимствовал силовой агрегат (2-цилиндровый, 2-тактный, с жидкостным охлаждением) у дорожного мотоцикла RD350LC. Это дало дополнительную мощность, до тех пор квадроциклам неведомую, но в то же время увеличило вес аппарата и снизило его управляемость в грязи. Тем не менее аппараты Banshee оставались до самого последнего времени очень популярными, особенно среди любителей ездить по песку.
LT500R QuadRacer
Вскоре после появления Banshee в 1987 Suzuki выкатила свою бомбу – модель LT500R QuadRacer. Двигатель стал еще мощнее, объем увеличился до 500 кубиков. Этот ATV заработал прозвище "Квадзилла" (по аналогии с Годзиллой) за свою мощь и скоростные характеристики. Во время тестов он показал максимальную скорость в 130км/ч и стал по тем временам самым быстрым квадроциклом на планете. Правда, уже в 1990 Suzuki прекратила выпуск этой модели, и "Квадзилла" стал настоящей легендой среди ценителей квадроциклов.
Одновременно стало набирать обороты и утилитарное направление развития квадроциклов. Производители убедились в том, что эти машинки можно использовать не только для развлечения, но и в сугубо практических целях.
FourTrax TRX350 4x4
С момента появления мотовездеходов в 1970-х годах и вплоть до середины 1980-х объем продаж этой техники постоянно рос, и в первую очередь, в США. В 1986г. этот показатель достиг пика в 535 тыс. проданных квадроциклов, после чего в течение следующих пяти лет их популярность стала резко падать. В 1991 году в США было продано всего 147 тыс. квадроциклов. Однако после этого мотовездеходы вновь начали набирать популярность и к 2007г. объем годовых продаж ATV в США приблизился к 1 млн аппаратов.
3. Основные производители квадроциклов
По состоянию на текущий момент к числу основных мировых производителей квадроциклов можно отнести две американские компании – Arctic Cat и Polaris Industries, канадскую Bombardier Recreational Products (BRP) (производит квадроциклы под брендом Can-Am), японские Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha, а также тайваньскую Kymco и китайскую Hensim.
Tеперь что касается менее раскрученных и более специализированных брендов. В Европе квадроциклы производит немецкая Sachs. С недавних пор ATV стал производить авторитетнейший производитель мотоциклов австрийская КТМ. В 2004 году свой первый квадроцикл выпустила итальянская Aprilia. Из именитых производителей в нишу ATV недавно направилась и BMW. Результатом стал очень оригинальный гоночный квадроцикл GG Quad
Квадроциклы также производят много китайских и тайваньских фирм. Небольшие спортивные квадрики выпускает испанская Derbi. Немецкая E.-ATV Racing GmbH производит чисто спортивные квадроциклы на базе двигателей KTM и Ducati. C 1998 года при поддержке Suzuki квадроциклы производит южнокорейская Hyosung.
Украинская промышленность тоже внесла свою посильную лепту в разработку мотовездеходов. ОАО «Днепропетровский агрегатный завод» , помимо иной мототехники, выпускает и квадроциклы. В серийном производстве модели CAIMAN ATV250 и VARAN ATV100.
VARAN ATV100 CAIMAN ATV250
4. Типы квадроциклов
Все изготавливаемые ныне в мире квадроциклы условно делятся на две большие группы – это спортивные и утилитарные машины. Условно все ATV можно разделить на утилитарные и спортивные. Первые предназначены для развлекательных прогулок и применения в хозяйстве, вторые - для спорта
Основные отличия аппаратов этих групп заключаются в следующем. Спортивные модели обычно меньше и легче, чем их утилитарные собратья. У них маленькие колеса. Привод у них на два колеса, а не на четыре. Они быстро набирают скорость, имеют ручную коробку передач и могут разгоняться до 145км/ч. Утилитарные модели ощутимо больше и тяжелее, у них полный привод и максимальная скорость не превышает 100км/ч. Они также могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. К первоначальному удивлению производителей, многие смогли приспособить ATV и для фермерских нужд.
Все спортивные модели принято также разделять по признаку, для каких конкретно гонок они предназначены. Есть модели для мотокросса, есть модели для кросс-кантри, для гонок по песку, для холмистой местности, для езды по льду и снегу, для спидвея, для трофи, для дрэг-рейсинга, и т.д.
Порой некоторые производители или дилеры выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы. Их же порой называют спортивно-утилитарными. Это модели, которые пытаются объединять преимущества и спортивного, и утилитарного вариантов, взяв от них обоих все лучшее.
В особый класс, как уже говорилось выше, выделяются 6-и и 8-колесные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им играть вдобавок и роль амфибии, т.е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человек. Привод у них может быть как на все 6 или 8 колес, так и на часть из них. Такие машины бывают не только на колесном, но и на гусеничном ходу. У них очень аляповатый вид, по мнению некоторых, напоминающий поставленное на колеса корыто. Эти машины обычно медленные (не более 40-50км/ч) и маломощные (до 30 л.с.). При этом у них зачастую нет руля, а управляются они рычагами и поворачивают за счет торможения всех колес с одной стороны. Правда, в последнее время уже появились модели миниамфибий с мотоциклетным рулем.
Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями своих "взрослых" собратьев. Детские квадрики обычно рассчитаны на детей в возрасте 11-15 лет. Их максимальная нагрузка – 60кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены большинства присущих взрослым моделям удобных опций, чаще всего имеют маленький (до 50 кубиков) двигатель и могут разгоняться до 60км/ч.
6. Регистрация квадроциклов
По шоссе общего пользования кататься на квадроциклах нельзя, поэтому и регистрация данного транспортного средства в ГАИ не нужна. К тому же шины мотовездехода предназначены только для внедорожного применения и не рассчитаны на движение по полотну дороги. Плюс ко всему, на квадроциклах нет межколесного дифференциала в задней оси, что улучшает проходимость, но ухудшает управляемость: в повороте на жестком покрытии квадроцикл всячески стремится спрямить траекторию.