В одно осеннее утро позвонил мне главред одного журнала со словами: «Спишь? А я уже на озере был, искупался...» А я-то в 4 утра только спать лёг. «Виталь, а нет ли у тебя желания написать пару статей о навигации?» Почему бы и нет? - подумал я, нашел ручку и сел за компьютер... Но посидев так минут пять, и так и не поняв, зачем мне ручка, я отправился досматривать сон.
«Что сложного в навигации?» - спросила жена. Начал было рассказывать о моряках-путешественниках, которые с секстантом и альманахами проводили сложные вычисления, чтобы понять, куда их принесло, а потом просто напомнил ей, как когда-то сам столкнулся с множеством программ и разнообразием карт, как осваивал программы одну за другой, стараясь выбрать более функциональную, и чтоб карты, и много. Спросить-то особо не у кого было, интернет - сообщество само только начинало освоение этого многообразия. Программы были в основном иностранные, без карт для просторов СНГ и без русского интерфейса. Российские разработки только начинали свой путь, были достаточно топорны, и, естественно, тоже с минимумом карт.
Затем все же была найдена какая-то программа, в которой были неплохие карты Украины, и даже местоположение определялось точно, и маршрут можно было проложить по городу. Почти неделю наслаждался, пока не выехал на бездорожье. Тут-то вся радость и закончилась. Программа, которая неплохо справлялась с городом, была абсолютно непригодна уже в десятке метров от асфальта.
Снова несколько суток в Интернете, просмотрены сотни ссылок, скачаны десятки программ и сотни карт. Некоторые были сразу удалены после установки, некоторые специально обкатывались по городу и по лесам. Лучшей показалась программа OziExplorer. Но эта программа, как, впрочем, и все остальные, попросту бесполезна без карт. Одним большим преимуществом OziExplorer была возможность делать карты самостоятельно. Достаточно было только найти карту местности, отсканировать ее и привязать к координатам. В демо-режиме функциональность программы ограничена, но для ознакомления вполне достаточна.
Растровые карты это исключительно графические изображения - картинки. Растровую карту легко сделать из существующей бумажной карты или спутникового снимка. Наиболее доступный способ - отсканировать карту региона подходящего масштаба, потом «привязать» к координатам по наиболее заметным объектам - мостам, церквям, перекрёсткам.
Чем же привлекательные векторные карты, раз они так примитивны? А тем, что для их хранения необходимо значительно меньше места, чем для растровых, а для обработки такой карты надо гораздо меньше ресурсов навигатора. Есть и другие удобства, например, информационные надписи будут иметь один и тот же размер шрифта на разных приближениях, для каждого масштаба будет отображена только актуальная информация. Информативность векторных карт можно изменять в разы всего лишь добавлением новых слоёв, а примитивность регулируется тщательностью прорисовки объектов. Карты именитых сервисов могут выглядеть ничем не хуже хорошей топографической растровой карты.
Чаще всего используются такие программы как iGo, Яндекс-карты, Автоспутник, Tom-Tom, Navitel, Gis-Russa, CityGuide и ещё много-много других. Каждая программа хороша по-своему: одна имеет обширные информационные возможности, другая бесплатная, и над ее подробностями трудится сообщество интернет-энтузиастов, третья просто восхищает умением прокладывать маршруты, четвёртая умеет отображать пробки в городе и строить маршруты в обход. Как ни печально, таких карт, которые умеют всё и сразу, нет. Надо искать компромисс или использовать несколько программ одновременно. Но как это сделать? Ведь в процессе GPS навигации приёмник один, и общаться он может только с одной программой! На помощь приходят вспомогательные программы. В данном случае нам поможет Franson GPSGate. Эта программа принимает сигнал от GPS-приёмника, создаёт в системе множество виртуальных приёмников, к которым уже можно подключить различные программы. Включить одновременно iGo и Яндекс-пробки в городе или OziExplorer и SAS Планета со спутниковой картой за городом.
Мы рекомендуем использовать написанное на страницах нашего журнала как методическое пособие, подсказку, в какую сторону искать, чтобы не заблудиться в океане информации по вопросам навигации. А мы, в следующем номере, познакомим вас с основными навигационными устройствами.