Знаете ли Вы, дорогой читатель, чем отличается испанский бык от украинского? Тот ускоряется на красный цвет, а наш – на зеленый… мигающий. «Менталитет», - скажете Вы. «Нет, - отвечу Вам– система подготовки наших водителей».
В Украине каждые два часа в ДТП гибнет человек, ежедневно более ста человек получают травмы. Потери украинской экономики от дорожно-транспортных происшествий достигают 5 млрд. долларов США в год. Это при том, что уровень автомобилизации едва достигает 160 автомобилей на 1000 человек, в то время как в Европе – 800!
Да, у нас плохие дороги. Да, мы стали автомобильной свалкой Европы. Как едко подметил известный зубоскал: «Европейцы, берегите свои автомобили – нам на них еще ездить и ездить!». Да, мы знаем, что такое «техосмотры», не позволяющие эксплуатировать неисправные средства передвижения, у нас недостаточно образования и, да, его негде получить. Все это – правда! Но не вся…
Рыночная экономика, столь решительно ворвавшаяся в нашу жизнь, позволила умным и предприимчивым наконец-то в полной мере использовать свои недюжинные способности. Кто-то поволок в необъятных сумках «ширнепотреб» из зажравшихся буржуинских стран, кто-то наловчился шить «левисы» в сельских подвалах, наиболее продвинутые стали разводить бензин ослиной (хотя, скорее, свинячьей) мочой. Бог им, как говорится, судья!
Нашлись и такие бизнесмены, которые нащупали весьма и весьма доходную статью на ниве просвещения народных масс. Разве не приходилось Вам сталкиваться с «курсами подготовки водителей категории В», расположенными в арендованной 2-комнатной квартире, где «преподаватель» с трудом отличает карбюратор от трамблера, а синюшно-похмельный инструктор дает «вывозные» на ведре с гайками, сиречь изнуренном многолетней службой «Москвиче-412» с изящными крылышками на корме, который смело можно «запарковать» на ночь в любом месте, ибо какой дурень на него позарится? Вот и все капиталовложения в «благородное» дело!
Главной, а то и единственной задачей эти «просветители» считают обеспечить получение курсантами «корочек». Методология гениально проста: завести дружбу с соответствующими органами государственной власти, которая базируется на материальной заинтересованности последних, и обложить претендентов на водительские удостоверения дополнительными поборами в «фонд успешной сдачи экзаменов». Вот и выезжают на дороги Украины горе-водители, которые не только набивают немало «синяков» своим и чужим машинам, но и становятся виновниками той печальной статистики, с которой мы и начали этот разговор.
«Ребята, записывайтесь в эту школу, не пожалеете. Самые лучшие преподаватели и инструкторы, а также весь новый парк, и все иномарки. Экзамены сдали в МРЭО с первого раза, да еще и ни одной ошибки не сделали. Спасибо огромное за такую подготовку. С большим уважением группа №22-23». Это лишь одна из многочисленных записей в электронной книге отзывов Донецкой областной автошколы. И это не самая лучшая из более чем 500 учебных заведений , имеющих лицензию на подготовку водителей Общества Содействия Обороне Украины (ОСОУ), которое после развала СССР стало правопреемницей ДОСААФ.
Советская автошкола была создана в 1957 году с целью подготовки специалистов для Вооруженных Сил из числа призывников. Тогда государство на этом не экономило – активно создавалась материальная и учебная база, совершенствовалась и отрабатывалась методика преподавания, а условия труда и его оплата позволяли привлекать настоящих профессионалов.
С провозглашением независимости Украины Общество перешло на полный хозрасчет, поменяло и название, и форму собственности. За эти годы материально-техническая база сохранилась в неприкосновенности. «А что, у вас не все еще разворовано!?» - воскликнет Просвещенный Читатель, проводя аналогию с нашими Збройными, извините за выражение, Силами, которые недавно, и даже с помпой, разбивали пляшку шампанского о борт 40-летней подлодки, найденной на «Вторчермете» и реанимированной в качестве основной ударной силы нашего могучего флота.
Как говорится: в сорок пять – баба ягодка опять! Мы не только сохранили, но и постоянно обновляем свою учебную базу. Строятся новые технические и учебные сооружения, ремонтируются действующие, закупается современное оборудование и мебель. И главное - постоянно обновляется автопарк. Сегодня в автошколах ОСОУ трудно найти учебный автомобиль старше 5 лет. В том же Донецке, например, курсант по желанию за время учебы может «обкатать» от 3 до 5 автомобилей – Peugeot 206, Ford Fiesta, Skoda Fabia, KIA Rio, Hyundai Accent, Susuki Grand Vitara и другие. Учитывая, что среди курсантов много женщин, в задачи школы входит не только обучение вождению, но и другие вопросы, такие как помощь в выборе автомобиля. Прекрасно оборудованные классы, гаражи, лаборатории диагностики, современное компьютерное обеспечение учебного процесса на лицензированных программах – все это к услугам слушателей. Характерно, что рабочие места у мониторов оборудованы так же, как и в экзаменационных классах МРЭО. Поэтому курсант, прибыв на экзамен, не ощущает дискомфорта и может целиком сосредоточиться на поиске верных ответов в билетах.
Главное же, что сохранило Оборонное Общество – это прекрасно подготовленные преподаватели и инструкторы, владеющие наработанной многими годами методикой преподавания и обучения. Поэтому и переполнена Книга отзывов такими, например, оценками: «Преподаватель высшего класса. Учитель с большой буквы. Преподаватель от Бога. Инструктор, психолог и педагог в одном лице». Как говорится, ни добавить, ни отнять! Чтобы у персонала автошкол «мозги не заржавели», ежегодно проводятся обязательные сборы в Дарницком учебно-методическом центре. А в Житомирском областном Обществе преподаватели, кроме этого, повышают свою квалификацию в Государственном технологическом университете на факультете «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Обучение в наших автошколах, конечно, платное. За все качественное, и особенно за добротные знания, приходится платить. Но, как известно, плата за знания – хорошая инвестиция, приносящая дивиденды в самых разных формах – от сэкономленных на штрафах денег и ремонта своего и чужих автомобилей, до сохранения здоровья и жизни, себе и визави. Подход к результатам обучения в нашей сети выгодно отличается от нынешних «скороспелок». По образному выражению одной из выпускниц, тут готовят не «чайников», а настоящих водителей, которые уверенно чувствуют себя на загруженных улицах, легко «разводят» даже нерегулируемые перекрестки, способны отреагировать на внезапные дорожные ситуации. Сорок часов, проведенные за рулем рядом с опытным и доброжелательным инструктором, это обеспечивают. Как сказала счастливая ученица, получая свидетельство водителя: «Хотите нормально ездить – вам туда!».
Если хотите узнать, куда именно, звоните в Учебно методический центр ТСОУ по телефону (044) 566-1308, и специалист даст Вам исчерпывающий ответ по каждой автошколе нашего Общества в любой точке Украины.
С наилучшими пожеланиями безаварийный (ну, почти) участник дорожного движения с 1968 года, директор Центрального Дома ОСОУ Владимир Вижунов.