Опытные автомеханики умеют, как хорошие врачи, по звукам, запахам и другим косвенным симптомам определить «заболевший» механизм и вовремя предупредить серьезные поломки и аварийные ситуации. Метод использования собственных органов чувств в определении неисправностей и идентификации проблем и называется органолептическим.
Не претендуя на полноту изложения, попытаемся как-то систематизировать разрозненные сведения, полученные от автомехаников и из специальной литературы, предупредив заранее читателей, что не у всех двигателей признаки неисправностей будут точно соответствовать нашим описаниям.
Износ цилиндров, колец и поршней приводит к уменьшению компрессии, потере мощности и снижению экономичности двигателя. Подвергаясь большим нагрузкам, крепежные детали могут вытягиваться, их резьба сминаться. На поверхности камеры сгорания, на днище поршня и на клапанах могут появиться отложения нагара, что приводит к самовоспламенению смеси и перебоям в работе двигателя. Все эти неисправности можно предупредить, если своевременно проверять работу двигателя и устранять возникающие неполадки.
Для обнаружения стуков и причин, их вызывающих, необходимо двигатель, прогретый до 80-85оC, прослушать с помощью фонендоскопа, состоящего из стержня с мембраной и двух трубок со слуховыми наконечниками. Прикасаясь стержнем к различным точкам двигателя, определяют его неисправность по характеру стука или шума. Так, сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, который хорошо прослушивается при резком изменении числа оборотов коленчатого вала, указывает на недопустимое увеличение зазора в коренных подшипниках. Стук в зонах, соответствующих верхнему и нижнему положению поршневых пальцев, указывает на увеличение зазора в шатунных подшипниках. Резкий металлический стук поршневого кольца, прослушиваемый в верхней половине цилиндра и исчезающий при выключении зажигания в данном цилиндре, указывает на увеличение зазоров между пальцами и втулками головок шатунов или отверстиями в поршнях.
Передняя часть автомобильного двигателя – это та часть, где расположены приводные ремни. Как раз эта часть двигателя и является чаще всего источником непредвиденных сигналов, прежде всего звуковых.
Свист или жужжание предупреждают о неисправности генератора, водяного насоса или привода распредвала. В случае если свист и жужжание переходят в визг, его причинами могут быть проскальзывание ремня генератора, отсутствие смазки в подшипниках генератора и даже их заклинивание, замерзание или заклинивание водяного насоса.
Стуки в передней части двигателя могут быть вызваны:
Легкое периодическое постукивание в двигателе, если оно усиливается на поворотах, может указывать на низкий уровень масла или на ослабление креплений самого двигателя либо его деталей: приемной трубы выхлопной системы или даже корпуса воздушного фильтра.
Если при наборе двигателем оборотов постукивание усиливается, его возможными причинами могут быть: увеличенные зазоры клапанов, изношенные коромысла или погнутые штанги толкателей клапанов, изношенные толкатели или изношенный распредвал, неисправный клапан или его пружина. При этом двигатель может троить.
Стук на холостых и рабочих оборотах, сопровождаемый миганием лампочки давления масла, может сигнализировать об износе вкладышей нижней головки шатуна или коренных вкладышей.
Грохот в двигателе, работающем под нагрузкой, может являться следствием износа коренных подшипников. Если лязг металла слышно при переключении передач, его источником может быть разболтанный маховик. Грохот может также говорить о разбитом посадочном отверстии шкива или изношенной шпоночной канавке.
Причинами детонации или неуправляемого взрывного сгорания топливовоздушной смеси в бензиновых двигателях, сопровождающегося металлическими стуками в двигателе при движении на подъем или с ускорением, могут быть: неправильная регулировка угла опережения зажигания, низкооктановый бензин, свечи не того типа, выход из строя вакуум-корректора прерывателя-распределителя. Если устранение этих причин не прекращает детонации, двигатель необходимо отдавать в ремонт.
Детонацию не следует путать с хлопками поршней при запуске холодного двигателя. Такие хлопки не опасны, однако если они слышны при ускорении с хорошо прогретым двигателем, это указывает на увеличение зазора между поршнями и цилиндрами. В этом случае двигатель подлежит ремонту.
При запуске холодного двигателя стук и даже грохот могут быть вызваны тем, что давление масла растет слишком медленно. Это происходит либо из-за низкого уровня масла, либо из-за износа масляного насоса, либо из-за износа коренных вкладышей или выхода из строя предохранительного клапана. Аналогичные симптомы можно наблюдать, если в двигатель залить не то масло, которое ему нужно, или неправильно подобрать масляные фильтры.
Часто в салоне автомобиля можно услышать посторонние запахи, которые тоже могут предупреждать о неисправности автомобиля. Так, например, запах кислоты может указывать на ее подтекание из треснувшего или переполненного аккумулятора, а запах «паленой тряпки», скорее всего, подсказывает водителю, что он не отпустил ручной тормоз или замешкался с педалью сцепления. Могут также слегка подклинивать тормоза.
Наиболее частый случай – в салоне пахнет бензином. Причинами запаха бензина в салоне могут быть:
Запах масла говорит о том, что либо просто утеряна крышка маслозаливной горловины, либо всерьез пробита прокладка клапанной крышки. Может быть забита система вентиляции картера. Чаще всего запах масла говорит о том, что двигатель сильно изношен, поэтому дымит. Кстати, в таком случае водитель должен заметить повышенный расход масла на угар.
Особое внимание следует обратить на сигнальную лампочку давления масла. Если она долго не гаснет, следует проверить, то ли масло и в том ли количестве залито в двигатель. Конечно, полезно проверить исправность датчика давления масла на двигателе. Если все проверенное в порядке, лампочка не замкнута на массу, следует проверить масляный насос, а затем и коренные вкладыши.
Подмигивание лампочки давления масла на поворотах является следствием либо низкого уровня масла, либо периодического замыкания провода датчика давления на массу.
Довольно противный визг, тон которого повышается вместе с оборотами двигателя, свидетельствует о выходе из строя подшипников водяного насоса или подшипников генератора. Впускной коллектор или карбюратор подсасывают воздух. А может быть и такое, что шестерня стартера не вышла из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Подсос воздуха между карбюратором и впускным коллектором сопровождается свистом. Место неисправности может быть обнаружено при помощи мыльного раствора, который кистью наносится на подозрительную зону.
Свист в районе карбюратора может также появляться в случаях повреждения или неплотной посадки шланга вакуумного усилителя тормозов (если он есть), шланга вакуум-корректора зажигания, неправильной установки воздушного фильтра, а также износа оси дроссельной заслонки.
«Просечка» выхлопных газов, особенно слышная при ускорении, является следствием пробоя выхлопной системы: приемной трубы, прокладки выпускного коллектора и так далее. Иногда все намного проще и, после подтяжки крепления приемной трубы, нормальная работа двигателя восстанавливается.
Перебои в подаче топлива, приводящие иногда к остановке двигателя, могут быть следствием неисправности пробки впускного клапана топливного бака, снижения давления и производительности топливного насоса, попадания в бензин воды и ее замерзания в трубопроводах. Поскольку топливный насос является сложным агрегатом, его лучше проверять непосредственно на двигателе. Для этого отсоединяют трубку от карбюратора и проворачивают коленчатый вал или действуют рычагом ручной подкачки. Из трубки должна выбрасываться полная струя топлива.