Электрическая лебедка – один из главных и едва ли не самый интересный механизм в списке внедорожного оборудования. Теоретически, ее можно установить на любой автомобиль, сразу превратив его в настоящего «проходимца».
Зачем на внедорожнике, который, мало того, что и без того вездеход, да еще и большую часть своей жизни колесит по мегаполису, нужна лебедка? Хочу! – Аргумент достаточный, но не для нашей статьи. Красиво? – Не аргумент. Тяжело? – Да. Нужно? – Нет. А если понадобится, а ее нет, тогда как? Эти и другие вопросы задают себе все владельцы мало-мальски полноприводных автомобилей. А зимой идея установить маленькую лебедку приходит даже в головы владельцев легковушек. Это вполне возможно и даже похвально. Но больше глупости относительно уродования автомобиля можно найти только в некоторых салонах аэрографии, поэтому о лебедках мы будем говорить, только применительно к внедорожникам.
Прольем же свет на некоторые азы «лебедочного дела», касательно современных внедорожников, дабы читатель проникся и впопыхах ничего не успел сломать – ни себе, ни окружающим, ни своему автомобилю.
Оставим в покое спортсменов-трофистов и тех, для кого пользование лебедкой – профессия, а автомобиль – инвентарь. Это люди специальные, массово считающие себя профессионалами, хотя многим из них не мешало бы перечитать инструкцию к лебедке или просто надпись на этикетке. С другой стороны, на то они и профессионалы, чтобы презирать букварь и подтверждать опыт количеством набитых «шишек».
В-первых, лебедка – это серьезное оборудование, сила которого достаточно велика, чтобы нанести увечья и людям, и технике. Поэтому сила эта должна быть правильно направлена в мирное русло, что достигается посредством специальных знаний и навыков.
Во-вторых, оригинальное предназначение лебедки – перемещение автомобилей и грузов, эвакуация и использование в комплектах спецоборудования соответствующими службами и специалистами. В быту практичного, но не фаната, ездока на внедорожнике лебедка имеет, по большей части, значение спасательного круга, или даже надувного матраса, которым пользуются только на суше, а мочить его в воде и вовсе не рекомендуют. С ней едут туда, куда бы иначе не сунулись и вовсе. Лебедка на «гражданском» автомобиле играет роль страховки. Нет, конечно, можно и без страховки, но наша цель – получение качественного удовольствия и здоровая доля риска. «Здоровая доля» – это ровно столько, сколько нужно для благоухающего восприятия мира вокруг. Как перца и соли в шашлыках. Без них – пресно, а когда слишком – то все испорчено.
В-третьих, и это нельзя сбрасывать со счетов, «правильная» лебедка – предмет гордости любого джипера в соревнованиях по замеру «размеров» оборудования среди себе подобных. В этом жанре джиперского тщеславия тратится немало денег и времени, и лебедка не является исключением.
Основная формула в деле выбора лебедки – полный вес автомобиля умножить на 1.5 и перевести килограммы в фунты, разделив на 0,45. Так, для автомобиля массой 2.5 тонны, достаточно лебедки с тяговым усилием 8000 фунтов. Можно долго дискутировать о принципе «достаточности», но не зря стандартными лебедками для полноразмерных внедорожников считаются лебедки с тяговым усилием от 8000 до 11000 фунтов, в зависимости от веса автомобиля и целей водителя. Нередко, определяющим фактором в выборе мощности лебедки является мозг и кошелек. Причем, по обе стороны баланса.
К примеру, если поставить на «Ниву» лебедку мощностью 6500 фунтов, то она всегда будет работать на пределе. А когда условия работы механизма будут отклоняться от идеальных, вероятность поломки будет стремиться к 100%.
С другой стороны, если на ту же Ниву поставить лебедку 15000 фунтов, то она, если и не перевернет машину при торможении, то уж точно повредит подвеску и психику наездника. А если, ради смеха и, так сказать, для чистоты эксперимента, закрепить все правильно и прочно, то можно увидеть, как такая лебедка разрывает автомобиль на части.
Стандартная электрическая лебедка позволяет передвигать автомобиль, который «сидит» на днище в горизонтальной плоскости. В условиях более экстремальных, когда сопротивление автомобиля выше, необходимо либо повышать коэффициент расчета мощности, либо пользоваться блоками. Каждый джипер слышал, многие видели, и лишь некоторые помнят из школьной программы по физике, что использование системы блоков уменьшает нагрузку на лебедку. Использование одного блока уменьшает нагрузку вдвое, то есть та же самая лебедка через блок обеспечит вдвое большее тяговое усилие. Поднимать грузы вертикально с помощью автомобильной лебедки нельзя.
После того, как лебедка выбрана, следующий шаг – правильная установка. Мучиться самому не придется, есть специализированные мастерские, где специально обученные люди установят лебедку на автомобиль в лучшем виде. Но раз уж Вы «созрели» до лебедки, то наверняка представляете себе те задачи, с которыми ей придется справляться. Ведь вам придется умудриться, не только правильно донести свое видение и пожелания до установщиков, но и контролировать процесс самым тщательным образом. Помните, что это именно тот случай, когда нельзя доверять лысому парикмахеру. Найдите тех мастеров, которые не только имеют дело с лебедками, но и понимают толк в джиперском искусстве и красоте офф-роуда.
Устанавливают лебедки куда угодно. Но это «куда угодно», обычно, сводится к передней части автомобиля, где лебедка устанавливается на силовой бампер или напрямую крепится к раме через плиту (вместо бампера). Аналогичным способом лебедка устанавливается сзади, ее можно удобно разместить в кузове пикапа. На некоторых спортивных машинах лебедки устанавливают в кабине, а трос прокладывают в специальной шахте. Некоторые дизайнеры из джиперского сословия разрабатывают применение одной лебедки и назад, и вперед. Но это пока происходит в целях экономии на покупке второй лебедки, а дизайнерская работа по мотивам бедности, как известно, не дает сколько-нибудь интересных результатов.
В последнее время, пользуются спросом съемные системы крепления, так называемые «рога» – платформа с ручками, на которую установлена лебедка. Платформа крепится через «квадрат» на прицепном устройстве. Но и этот способ далек от совершенства. С одной стороны, у вас все преимущества съемной лебедки, когда Вы ею не пользуетесь. С другой, тянуть автомобиль можно только прямо, чтобы не вырвать и не погнуть конструкцию крепления. А это, как известно, возможно только в идеальном мире. А в реальности, когда автомобиль уже в ловушке, не всегда представляется возможным не только выровнять вектор силы тяги, но и толком прикрепить конструкцию, вес которой превышает 50 кг, к автомобилю.
В следующих номерах мы расскажем о некоторых секретах мастерства использования лебедки в автомобильном быту, а также осветим основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать; подробно остановимся на проблеме электрификации автомобиля с лебедкой, а также расскажем о последствиях установки лебедки на другие агрегаты и узлы автомобиля.
Если Вы уже определились, зачем Вам и Вашему автомобилю этот увесистый механизм, пишите нам, и мы поможем с выбором модели и способом его установки.