Зимой нужно ездить только на зимней резине – это давно не обсуждается. В нашей статье речь пойдет о том, какую зимнюю резину выбрать, и как она будет вести себя в тех или иных условиях. Действительно, зима – это серьезный «экстрим» для автомобиля. Тут вам и температуры от +5 до минус бесконечность, и покрытие от мокрого асфальта и снежной каши до открытого льда и глубокого снега.
Есть ли смысл использовать шипованные шины или достаточно, так называемых, «липучек»? Если с шипами кажется, что все понятно интуитивно, то «липучки» – это относительно новое изобретение, представляющее собой мягкую нешипованную резину с большим количеством ламелей – зубчатых рассечений протектора.
Оказывается, при температуре ниже 15 градусов использование нешипованной зимней резины более эффективно, чем езда на шипах. При такой низкой температуре лед становится настолько плотным, что шип не может должным образом врезаться в ледяную корку. Кроме этого, холодный лед более шершавый, а липучкам это на руку – мягкий состав и большое количество ламелей лучше цепляются за микронеровности. При морозе в 20 градусов, и ниже, тормозной путь резины без шипов на 20% меньше, чем у шин с железными когтями, и чем температура ниже, тем больше разница в пользу «липучек». Слабым местом шипованной резины при низких температурах является новая технология, которая позволяет «прятать» шип при езде по твердым дорогам – так называемая подушечка. Потепление до -5 градусов дает противоположный результат – отыгрывать тормозной путь начинают шипы. Причем с огромным, чуть ли не в 90%, преимуществом! Более мягкий лед позволяет шиповкам запустить когти поглубже, тогда как «липучки» начинают скользить из-за появляющейся при такой температуре прослойке воды между шиной и льдом.
Чем ближе температура к нулю, тем больше воды находится в пятне контакта, а шипы уже начинают рвать мягкий лед, снова увеличивая тормозной путь. Самой опасной погодой для любой зимней шины является близкая к нулю температура и яркое солнце, подтапливающее лед. При переваливании датчиков термометра в зону положительных температур, «липучки» вновь обретают лидерство. Шипы уменьшают площадь контакта шины с дорожным покрытием, не говоря уже о шумовом эффекте.
Таким образом, напрашивается вывод – в наших широтах, где температура зимой колеблется от нуля до -15 градусов, шиповка на льду – наиболее подходящий выбор, хотя и с ней дорога летней не становится.
Рекомендации по выбору шипованной резины
С выбором шипованной резины возникает масса вопросов: выбрать заводские шипы или шиповать самому? Где шиповать? Какой шип лучше? Казалось бы, удобно купить резину, уже зашипованную на заводе. Но тогда придется довольствоваться предложенным средним арифметическим. А ведь от конструкции и состава шипа зависит до 10% длины тормозного пути.
Многие производители шипованной резины расширяют свой рынок путем предоставления выбора, как типа зимней резины, так и разных вариантов самого шипа.
Если Вы приобрели резину «под шип», то шипуйте ее сразу после покупки. Грязь и песок, попавшие в отверстия для шипов разбивают их, и после установки шип долго не продержится.
Не стоит покупать уже зашипованными шины, которые идут «под шип». Продавцы обязательно экономят и устанавливают самые дешевые шипы. Хорошая шипованная шина – это тщательно сбалансированный комплекс, который легко разрушить неподходящими шипами.
Шипы классифицируются по форме корпуса – однофланцевые и многофланцевые. По сечению твердосплавной вставки – круглой, квадратной, шестиугольной. По материалу самого корпуса – алюминиевый сплав, сталь, пластик. По поводу формы сердечника можно долго спорить, а вот по поводу выбора формы корпуса – все просто. Лучше выбирать многофланцевые шипы, они лучше противостоят нагрузкам при торможении и разгоне. Чем больше количество фланцев, тем больше устойчивость шипа к расшатыванию, а также выше степень защиты посадочного отверстия от песка и грязи.
Устанавливайте шипы только в специализированных мастерских. Некачественная шиповка не только влияет на тормозной путь, но и дает пресловутый шумовой эффект.
Не забывайте провести обкатку шипа: первые 200 км пробега скорость не должна превышать 70 км/ч, а максимальная скорость после обкатки – 130-140 км/ч.