Кому не известен внедорожник Nissan Patrol? Этот автомобиль популярен во всем мире. Пожалуй, нет страны на земном шаре, где бы ни бегали эти неприхотливые машины. А большинство их владельцев отзываются о своих подопечных, как об образце надежности. С начала производства этого автомобиля, то есть с 1951 года, Nissan Patrol стал легендой в кругу людей, деятельность которых связана с необходимостью иметь надежный и неприхотливый автомобиль, способный преодолевать бездорожье любой сложности. Никто не собирается оспаривать мнение тысяч и тысяч поклонников модели, но нюансы все же есть. О них мы расскажем дальше. Но сначала – немного истории.
По окончании Второй мировой войны, вал внедорожного бума, поднятый автомобилями повышенной проходимости, стоящими на вооружении армий США, Великобритании и СССР, затронул и Японские острова. Военным, полиции и другим силовым структурам, расположенным в Японии, требовался надежный и, главное – недорогой автомобиль. В пример приводился выпускающийся в Соединенных Штатах внедорожник Willys. И японские инженеры стали налаживать производство таких машин в Стране Восходящего Солнца.
Прототип копировался буквально: та же аскетичность и удивительная внешняя схожесть с американским собратом. Первый Nissan Patrol 1951 года имел практически те же характеристики, что и выпускающийся в Штатах Willys. Такой же, с брезентовым тентом, металлический кузов на несущей раме, 16-дюймовые колеса с грязевым протектором, то же отсутствие дверей.
Успешные продажи подтолкнули конструкторов фирмы продолжить работу над усовершенствованием машины. В результате рабочий объем увеличился до 3960 см3, а мощность двигателя – до 105 л.с., модернизировались детали облицовки и конструкция тента, на кузове появились двери. На рынке появляется Nissan Patrol 4W65.
Этот автомобиль эксплуатировался не только военными, но и гражданским населением. Если работа требовала перемещения по бездорожью, сложно было придумать что-то лучше. Но уровень комфорта оставался в рамках тесного кузова с брезентовым верхом, что многих не устраивало. А так как покупатель всегда прав, то пожелания были учтены, и в 1958 году свет увидел вместительный восьмиместный внедорожник Nissan Patrol Carrier. Его полноценный кузов типа Station Wagon был куда комфортабельнее. Мотор при прежнем рабочем объеме довели до 125 л. с. Оснащенные им машины получили название Nissan Patrol 4W66 и Nissan Patrol Carrier 4W66 (в зависимости от кузова).
Глобальное обновление Patrol произошло в 1960 году. Именно в это время начинается производство «шестидесятой» серии – Nissan Patrol 60 Series, существенное обновление внешности внедорожника, несколько типов кузова. Наряду с тентованными, стали выпускаться цельнометаллические кузова и пикапы. Появилась возможность заказать машины с увеличенной колесной базой. Салон автомобиля стал комфортабельнее. Кроме того, некоторые модификации имели привод на заднюю ось, другие же, рассчитанные на сложные условия эксплуатации, комплектовались полным приводом и лебедкой. Выпускались и специальные версии – пожарные, медицинские и другие.
Двадцать лет выпускался Nissan Patrol 60. Понятное дело, он неоднократно подвергался модернизации. В 1964 году мощность двигателя увеличилась до 145 л.с. Но, в дальнейшем, ее уменьшили до 130 л.с., параллельно с уменьшением скорости вращения коленчатого вала двигателя.
За время производства «шестидесятки», мировой опыт автомобилестроения обогатился множеством новых технических решений. В январе 1980 года все эти новшества нашли свое воплощение в очередной серии внедорожника. Nissan Patrol 160 имел еще больше модификаций. Широкая гамма двигателей, как карбюраторных, так и дизельных, четырехступенчатая коробка передач и высокая надежность, доставшаяся по наследству от предыдущих моделей, принесли ему небывалую популярность. Несмотря на это, в 1983 году 160-я серия подверглась модернизации, изменившей ее облик. Производились автомобили во многих странах мира, а в Иране выпуск этой модели продолжается до сих пор.
Очередное обновление модельного ряда состоялось в 1987 году. Начался выпуск нового Nissan Patrol Y60, он же Nissan Patrol GR (аббревиатура GR означала Grand Raid – «большой рейд»). Производство было налажено не только в Японии. Машины, сходившие с конвейера в Испании, назывались Nissan Patrol 260. Patrol имел пять модификаций – хардтоп, высокий хардтоп, пикап, высокий вэн, универсал. Автомобили комплектовались рядными 6-цилиндровыми дизелями рабочим объемом 2,8 литра, с распределительным валом в головке цилиндров (испанские и японские внедорожники). Мощность наддувного варианта этого двигателя составляла 115 л.с. при 4400 об/мин, атмосферного – 93 л.с. при тех же оборотах. Автомобили японского производства – Nissan Patrol Y60 – комплектовались и более мощными двигателями рабочим объемом 4,2 литра: дизельным TD42, бензиновыми ТВ42S (карбюраторным) и TB42E (инжекторным). На некоторых машинах, произведенных в Японии, была предусмотрена возможность отключения заднего стабилизатора поперечной устойчивости. Что значительно повышало проходимость.
1998 год – начало выпуска внедорожника Nissan Patrol GR (Y61) с новым кузовом. Для обеспечения более высокого уровня комфорта автомобиля представительского класса, конструкторы применили 3-рычажную пружинную подвеску спереди и 5-рычажную пружинную сзади. Отключение заднего стабилизатора поперечной устойчивости перестало быть опцией. До 2000 года на машину устанавливался 2,8-литровый 130-сильный дизель RD28Eti, а с 2000 года – 3,0-литровый 158-сильный ZD30DDTi. От предшествующей модели внедорожник отличается автоматической трансмиссией на 3-литровом двигателе, а также рядом других технических нововведений.
Это лишь краткая история развития Nissan Patrol. Благодаря отличному качеству и великолепным внедорожным возможностям, этот автомобиль завоевал репутацию бескомпромиссного покорителя бездорожья. Лучшее тому подтверждение – многочисленные победы в самых сложных ралли-рейдах, включая престижнейшие: «Париж – Дакар», «Париж – Москва – Пекин», «Париж – Кейптаун» и другие.
Легенда – легендой, но владельцам Nissan Patrol следует помнить, что даже самый идеальный автомобиль может иметь свои недостатки. А особенности эксплуатации в нашей стране помогут их выявить быстрее, чем заводские испытания.
Приведем пример эксплуатации Nissan Patrol Y60 с двигателем объемом 4,2 литра. Конструктивные недостатки в нем проявляются, аккурат, когда температура за бортом падает до -100С, и ниже. При этом автомобиль заправляется только на брендовых заправках. Вот, что говорит владелец.
Первое: на легенде в базе не установлен проточный электроподогреватель на фильтре. Стоит в мороз заправиться некачественной соляркой, и остановка двигателя обеспечена. Но откуда японским инженерам знать, что таковая бывает.
Второе: вместо обогревателя, поставлен термостат на обратную подачу солярки в бак (если она ниже +300С, то перекачивается по малому кругу насос-фильтр, а когда прогреется, идет в бак). Пока топливо на только что запущенном холодном двигателе бегает по малому кругу, надежды на поступление спасительной толики хоть немного тёплой солярки в бак нет. Результат – запарафинивание каналов, и забор солярки из бака прекращается.
Третье: топливных фильтров два – один с болтиком для удаления воздуха, второй с ручным насосом и обраткой (которая, как мы помним по предыдущему пункту, не то чтобы совершенна…) В общем, или качай солярку, или воздух выпускай. Оба действия одновременно выполнить нельзя. Странно еще и то, что конструкторы, закольцевав обратку в одном фильтре, о другом как-то и забыли. Итог тот же: запарафинивание каналов и перебои в работе двигателя.
Четвертое: топливопроводы проложены на противоположной стороне от выпускного тракта. Итог простой – начинаем ехать, и на ветру солярка в трубках становится камнем. Горячая обратка в бак вываливается уже в виде сметаны, соответственно, процесс ее нагревания оказывается бесполезен.
Пятое: учитывая описанное выше, надо заглянуть в бак (или хотя бы к трубкам от бака). Но подлезть туда практически нереально. Лючок в багажнике по диаметру такой же, как топливозаборная крышка. Ну, не у всех же пальцы хирурга. Сеточка в баке – отдельный разговор, она настолько мелкая, что умудряется ловить парафин без помощи фильтра тонкой очистки.
В легенде всё продумано, но продумано без учета реалий постсоветской действительности. Поэтому вносить коррективы приходится нашим механикам. Изменения, в общем-то, не сложные: сетку в баке убирают или меняют на более крупную, топливопроводы изолируют утеплителем для труб, лишний фильтр снимают совсем, обратку на фильтре глушат и пускают напрямую в бак, ставят проточный подогреватель солярки от системы охлаждения... После таких вот нехитрых манипуляций, легенда становится проще. Хотя, в идеале, если бы на заправках продавалась настоящая зимняя солярка, то и не приходилось бы городить весь этот огород.