Интервью с шеф-дизайнером группы Volkswagen, объединяющей в себе 11 автомобильных марок, получилось немного спонтанным – о том, что Вальтер де Сильва действительно сможет пообщаться с журналистами стало известно за несколько часов до беседы. Но у нас было, что спросить у человека, определяющего облик одного из крупнейших в мире автоконцернов и всех входящих в него компаний: мы решили узнать, почему современные машины становятся одинаковыми.
– Первый вопрос не касается автомобилей: у производителя фототехники Leica есть специальная модель, названная Вашим именем. Как так получилось?
– О да, это странная, но приятная история. Сеньор Кауфман, президент и CEO компании Leica, как-то предложил мне сделать что-нибудь для «Лейки». Мартин Винтеркорн, шеф «Фольксвагена», сказал: «почему бы и нет?». Так все и началось. Однако когда я приступил к работе, то столкнулся со многими сложностями. Во-первых, Leica, это настоящая икона в мире фототехники. И это в первую очередь высокая инженерия, а уже потом дизайн. Работать было непросто. Но я очень горжусь продуктом, который получился в итоге. Дизайн фотоаппарата был целиком разработан креативной командой Audi и мной.
– Сколько продолжались работы?
– Почти полтора года. Это был очень интересный, фантастический опыт.
– Перед началом интервью мы рассуждали о том, насколько сложными с архитектурной и дизайнерской точки зрения становятся стенды компаний на автомобильных выставках. Как шеф-дизайнер всего концерна Volkswagen, вы каким-то образом участвуете в их разработке?
– Ну нет. Это работа маркетинговых отделов и бренд-менеджеров. Конечно, когда они просят совета по цветовым сочетаниям или каким-то архитектурным решениям, наши дизайнеры с удовольствием им помогают. Но все же мы автомобильные дизайнеры.
– Хорошо, тогда поговорим о машинах… Почему в последние годы автомобили концерна Volkswagen в рамках одного бренда становятся все больше похожими друг на друга? Сначала «одинаковыми» стали Audi, теперь это происходит с брендом «Фольксваген». Зачем?
– Это следствие стабилизации того, что мы называем brand identity – «идентификации бренда». Его уникальности. В Audi этот процесс начался в 2006 году с приходом нового шеф-дизайнера, в Volkswagen – в 2010-м, всего пару лет назад. И это очень важная тенденция, потому что хороший продукт – это продукт, который имеет хороший дизайн и однозначно узнаваем.
– Но вообще, я очень удивлен этому вопросу. Потому что большинство успешных марок развиваются в том же направлении. Например, автомобили BMW, у которых ключевые элементы дизайна – в оформлении передней части кузова – не меняются уже почти семьдесят лет.
– Но со стороны кажется, что BMW в последние годы как раз пребывает в усиленных поисках стиля – была эпоха Бэнгла, а теперь мы имеем нечто новое…
– Нет-нет. Это два разных понятия: уникальность бренда (brand identity) и дизайн конечного продукта. Например, в любом автомобиле Audi есть «щит» решетки радиатора и узкие фары, а лицо «Фольксвагена» можно схематически отобразить вот так (рисует на бумаге).
– Это то, что определяет уникальность бренда. И главная задача шеф-дизайнеров марок, Эггера в Audi или Бишоффа в Volkswagen, состоит как раз в том, чтобы адаптировать ключевые черты марки под конкретный, конечный продукт. Эволюция первичных черт brand identity делает продукт уникальным, сохраняя его узнаваемость.
– Если посмотреть вокруг, то сегодня все занимаются тем же – поиском самоидентификации. Мы говорили про BMW, и то же самое происходит в «Мерседесе», в «Киа», «Форде»… Не у всех пока получается. И мне кажется, что мы уже добились хороших успехов. Но это длительный, постоянный процесс и останавливаться мы не собираемся.
– Как бы Вы описали идеологию брендов концерна VW с точки зрения дизайнера? Audi, Volkswagen, Skoda…
– Дизайн – это отражение миссии бренда. Например, у марки Volkswagen есть три ключевые составляющие. Первая – классика (1), «Гольф», который в меру современен, но при этом имеет все классические черты бренда.
– Другая составляющая бренда по-итальянски звучит «simpatia» – симпатичность (2). Это новый Beetle, это VW up! и экспериментальный Bulli, например. Третья составляющая – «спортивность» (3). Яркие примеры – новый концепт VW Cross Coupe, который мы привезли в Женеву, обновленный «Тигуан», новый «Туарег». Это «спортивность» плюс «сила» и «энергия».
– Но при этом мы легко можем выделить общую философию в дизайне всех моделей – это горизонтальная линия решетки радиатора у Volkswagen. То же самое у Audi и Skoda, у «Сеата».
– Для премиальных, эксклюзивных марок, у которых есть история, есть традиции – это Lamborghini, Bugatti, Bentley – применяются другие правила. Облик этих автомобилей определяется в первую очередь их наследием.
Купе Audi A5 - любимое
детище де Сильвы в VW
– Тогда почему кроссовер Bentley, который мы увидели здесь, в Женеве, получился столь неоднозначным в плане дизайна? Я пока не слышал положительных отзывов об этом автомобиле.
– Главная проблема лежит в области эмоций. Она заключается в том, что само понятие «внедорожник» кажется не очень естественным в контексте марки Bentley. Никто не знает, как должен выглядеть «внедорожник Бентли» – ведь их никогда не было.
фотогалерея:
Шок и трепет
– Кроме того, не стоит забывать, что это всего лишь шоу-кар, автомобиль, разработанный для выставки. И сейчас мы рассматриваем разные варианты дизайна. Могу заверить, что к серийному производству мы оставим только лучшие решения.
В 2008 году де Сильва в интервью журналу CAR описывал будущее бренда Volkswagen такими словами: «вне времени, последовательность, уникальность, ответственность, история, качество, монолитность, простота».
– Предположим, чисто гипотетически, что в линейке Volkswagen появится спортивная модель. Что это будет – молодежное спорткупе, «гран-туризмо» или настоящий спорткар? Какая модель ближе по духу марке VW?
– Мы уже некоторое время обсуждаем с господином Хаккенбергом (руководитель отдела исследований и новых разработок концерна Volkswagen, - примечание «Мотора») перспективы небольшого спортивного автомобиля под маркой Volkswagen. Эти разговоры достаточно серьезные, мы работаем над проектом, но окончательного решения пока нет. Речь идет об автомобиле формата VW Bluesport, который мы показали несколько лет назад. Нам все еще интересен этот проект, потому что сейчас рынок открыт для подобных продуктов, особенно в США.
– Но речь идет не о дорогих спортивных автомобилях, а о доступных машинах, способных подарить удовольствие от вождения – о таких, какими были британские и итальянские модели 60-х годов прошлого века.
– Вам хотелось бы возродить какую-то забытую марку автомобилей? Какую?
– Нужно понимать, что марка, бренд – это не только ее логотип и название. Это история, это дизайнерское наследие, это люди, которые работают в компании, которые отдали марке существенную часть своей жизни. И надо задуматься – быть может, важнее дать шанс выжить одному из существующих брендов?
– Вы говорите о какой-то пока еще «живой» марке?
– Мы думали, что все уже знают, какая марка нам нравится. Итальянский бренд, у которого любимый цвет – красный. Но не из Маранелло. Теперь понятно? (улыбается).
О какой марке говорит Вальтер де Сильва – действительно понятно. Это Alfa Romeo. Его большая любовь. На этой фотографии, которая была сделана журналом Auto motor und Sport, на рабочем столе де Сильвы – масштабная модель Alfa Romeo Tipo 308. Какие еще могут быть вопросы?
– Опишите роль студии Джуджаро в современном устройстве концерна Volkswagen? Вам был важен взвешенный взгляд со стороны или здесь что-то другое?
– Есть две причины, по которым мы решили сотрудничать с Italdesign Guigiaro. Во-первых, благодаря этой студии мы можем повысить «креативность» других подразделений, особенно в дизайне интерьеров – ведь она участвует во внутренних конкурсах на разработку проектов. А соревнование – это важнейшая часть дизайн-процесса.
– Вторая причина – это опыт студии в создании выставочных, экспериментальных автомобилей. Их навыки в создании конструкции этих автомобилей – это дает нам большую свободу при разработке прототипов.
– Наконец, мы с Джорджетто отличные друзья. И у нас теперь есть возможность поработать с великим маэстро.
– Стоит ли нам ждать «специальные версии» моделей Volkswagen «by Guigiaro»?
– Сейчас у нас нет какой-то четкой стратегии по этому вопросу. Но никогда не говори никогда.
– Ваша любимая модель? Любой марки, входящей в Volkswagen… После Audi A5, конечно :)
– Даже если бы не ограничиваться автомобилями марок из группы Volkswagen, то исходя из баланса управляемости и удовольствия от вождения, динамики, безопасности и, конечно, элегантности, это все равно мог бы быть только один автомобиль – Porsche 911.