Не всем начинающим автолюбительницам по карману покупка нового автомобиля. Поэтому дамы все чаще стали обращать свой взор на вторичный рынок. Портал Kolesa.Ru дает несколько ценных советов как купить подержанную машину, если «знающего» друга с вами не оказалось.
И хочется, и колется
Итак, мы уже примерно определились с тем, какие машины будем смотреть… Как, еще нет? Тогда самое время обратить свое внимание на интернет-ресурсы, размещающие объявления о продаже автомобилей. Там, задав параметры поиска (по цене, по году, комплектации и т.д.), можно увидеть, что предлагает нам вторичный рынок. Прежде всего, милые дамы, мы должны определиться, для чего же вообще нам нужен автомобиль. Будут ли это поездки по городу или за город, в одиночестве или в компании детей, по работе или важным хозяйственным делам – критериев много, и, разобравшись с ними, мы определимся с классом авто, типом кузова, и теми возможностями, которыми обладаем. В конце концов, для кого-то решающее значение имеет удобство парковки – тоже вполне заслуживающий право «на жизнь» метод отбора. Ну, или чтобы красивенький был…
Стелим соломку
Главное, что следует учитывать еще на стадии отбора: та сумма, которой вы обладаете, должна включать в себя не только непосредственную стоимость автомобиля, но и некоторый НЗ. После покупки вам как минимум понадобится страховка и техосмотр, а как максимум – устранение каких-то неполадок или обслуживание машины (замена расходных материалов). Учитываем это и бьем себя по рукам, если они тянутся к тому, что нам не по карману. Заранее следует подыскать автосервис или дилерский центр, где вы будете обслуживать приобретенное авто. Постарайтесь собрать как можно больше информации о выбранной модели, включая стоимость обслуживания, – у каждой марки свои особенности. В сборе ценных данных вам на помощь придет вездесущий интернет и, возможно, сотрудники автосервиса, (который мы, напомню, заранее присмотрели). Вряд ли они откажут даме в небольшой консультации на тему цены и сложности ремонта интересующей вас марки. Помните: кто предупрежден, тот вооружен!
Естественный отбор
Итак, у нас накопилось множество объявлений с интересующими машинами, осталось выбрать те экземпляры, на которые поедем смотреть вживую. Первое, на что следует обратить внимание – дата публикации объявления. Насторожить должны те варианты, которые выставлены на продажу уже давно (например, больше месяца назад). Хорошие автомобили «уходят» быстро, в ином случае либо хозяин не так уж стремится продать свою ласточку, либо покупателей что-то отпугивает (высокая цена, плохое состояние, проблемы с документами и т.п.). С долей скепсиса стоит относиться и к фотографиям: уж мы-то, милые дамы, знаем, какие чудеса могут творить правильный ракурс и программа для редактирования изображений. По телефону поинтересуйтесь у продавца, где и как обслуживался автомобиль, есть ли сервисная книжка – туда вносится информация обо всех проводимых ремонтах и обслуживании. Кстати, если на том конце провода собеседник просит уточнить, какой именно автомобиль вас интересует, скорее всего, вам попался перекупщик. Их хлеб – перепродажа купленных задешево неисправных или неприглядных внешне авто, отремонтированных на скорую руку и главное – с минимальными затратами. Так что цена такого автомобиля будет заведомо завышена, да и сюрпризы, спрятанные под слоем краски или глубоко под капотом, могут в один не очень прекрасный день вас сильно разочаровать. Не забудьте поинтересоваться, скольких владельцев сменила машина за свою жизнь – частый переход из рук в руки, скорее всего, имеет под собой не самые хорошие основания. Так что спросите и о причине продажи, на всякий случай. И дата снятия с учета, и количество официальных хозяев отражается в паспорте транспортного средства – главном документе автомобиля, так что проверить слова продавца будет несложно. Итак, методом дедукции и путем придирчивого отбора, мы выбрали для себя несколько вариантов для осмотра. Полдела сделано!
Встречаем по одежке
Конечно, наиболее простой путь, требующий от вас минимума знаний – это диагностика автомобиля на автосервисе или у дилера. Но такая процедура будет стоить вам около 1500 рублей, так что, если вариантов несколько, набегает немаленькая сумма. Поэтому вооружаемся обаянием, данной статьей и – вперед. Впрочем, выше мы уже писали о том, что о выбранной марке стоит почитать заранее – возможно удастся выявить слабые места, на которые следует обратить особое внимание.
Встречу лучше всего назначать в светлое время суток и в сухую погоду. Как нельзя лучше подойдет парковка возле одного из торговых центров или гипермаркетов: там найдется и площадка с ровным асфальтом, и лежачие полицейские. О том, зачем нам нужны неровности – чуть позже.
Обойдите машину со всех сторон – внимательно осмотрите лакокрасочное покрытие на наличие вмятин, царапин, ржавчины. Их присутствие, если оно вас не пугает, может быть поводом для выгодного торга. Но помните о том, что кузовные и покрасочные работы – одни из самых дорогих на сервисе. Наиболее уязвимые для коррозии места – колесные арки и пороги, так что им стоит уделить самое пристальное внимание. Все элементы кузова должны быть одного оттенка, на поверхности краски не должно быть пузырей, шероховатостей и прочих неровностей. Если они есть, элемент, скорее всего, перекрашивался. А зачем его красили? Правильно: либо ремонтировали, либо меняли. Обратите внимание на зазоры между элементами кузова – если симметрии со всех сторон не наблюдается, это должно укрепить вас в мысли, что автомобиль побывал в аварии. Попросите хозяина открыть капот и осмотрите его внутреннюю кромку – часто именно отсюда начинает ржаветь металл. Подкапотное пространство не должно напугать вас наличием: а) грязи и масляных (или иных) потеков; б) следов самостоятельного вмешательства (например, изолента на проводах).
Как выбрать автомобиль: советы водительницам
Пусть владелец проверит уровень масла при вас – во-первых, узнаете, в порядке ли мотор, а во-вторых, увидите, как это делается – в будущем пригодится. Для этой цели служит тонкая металлическая полоска с зарубками или рисками – щуп. Так вот, этот щуп нужно достать, протереть салфеткой, затем снова опустить и вытащить – верхняя граница масла на полоске и будет обозначать его уровень, который должен находиться примерно посередине между минимальной и максимальной отметкой. Если машина с АКПП, попросите владельца произвести замер масла и в коробке – также при помощи щупа (только не того же самого, которым проверяли уровень в двигателе!). Эта операция производится на прогретом автомобиле с заведенным мотором, уровень жидкости должен соответствовать верхней отметке. В обоих случаях масло не должно быть слишком темным, пахнуть гарью и иметь посторонние примеси. Кстати, масло в АКПП чаще всего бывает симпатичного розового цвета – не пугаемся, это нормально.
Да, не забудьте осмотреть багажник, а по возможности еще и заглянуть под внутренний коврик в поисках запаски и коррозии и вмятин на металле.
Если внешний осмотр нас удовлетворил, идем дальше.
Жмем на педальки и кнопочки
Садимся внутрь и запускаем двигатель, внимательно к нему прислушиваясь. Думаю, вы понимаете, что мотор должен заводиться с первого раза, без посторонних звуков (скрипа, лязга и т.п.) и пугающих вибраций. При включении зажигания на приборной панели загорится несколько лампочек, которые должны погаснуть в течение нескольких секунд после запуска, например, контрольная лампа неисправности двигателя (сложная геометрическая фигура или надпись check engine), значок давления масла (в виде масленки), подушек безопасности (надпись airbag), зарядки аккумулятора (квадратик с плюсом и минусом). Индикаторы положения АКПП, лампочка стояночного тормоза и значок непристегнутого ремня могут остаться гореть, не пугаемся и не тычем в них ноготком, вопрошая у хозяина, что с машиной «не так».
Обратите внимание на тахометр (шкала, на которой обозначается количество оборотов двигателя) – насколько ровно мотор работает на холостом ходу, не «плавает» ли стрелка?
Не постесняйтесь понажимать на все обнаруженные кнопки и рычаги - стеклоподъемники, стеклоочистители, системы обогрева, свет в салоне т.д. Обязательно проверьте на работоспособность все световые приборы, включая поворотники.
Передачи, вне зависимости от того, какая коробка стоит на автомобиле, должны включаться четко и легко. Если машина на «механике», попробуйте тронуться с места (с разрешения владельца, естественно) и уловить момент, когда «схватывает» сцепление. Если это происходит в самом конце, т.е. когда педаль в верхнем положении, возможно, оно уже изношено. В идеале, призвав на помощь все свое природное обаяние, попросить у владельца тест-драйв в вашем исполнении – так вы сможете самостоятельно проверить и коробку, и тормоза, и информативность руля, и «отзывчивость» авто на педаль газа. Однако на это идут далеко не все владельцы – во-первых, незаконно, а во-вторых, доверить свой автомобиль незнакомому человеку – это, милые дамы, почти как доверить себя незнакомому парикмахеру: рискованно и требует определенной смелости, на которую способна не каждая. Поэтому примите отказ с пониманием и обязательно прокатитесь в качестве пассажира. В момент поездки вам и пригодятся всяческие неровности на дороге – сможете почувствовать и послушать, как работает подвеска автомобиля, не издает ли она посторонних стуков и скрипов. Да, и после того, как тронетесь с места, не поленитесь остановиться и выйти, чтобы осмотреть асфальт в том месте, где стояла машина – не осталось ли на нем лужиц или потеков?
Беру!
Резюмируйте все замеченные недостатки: каждый из них – предмет для торга! Владелец, задавленный вашими познаниями и дотошностью, уже наверняка готов к снижению цены, а вам, как говорилось в начале еще предстоят траты, так что не тушуемся настаивать на скидке.
Покупать автомобиль следует только со снятием с учета – избежите проблем в будущем, а заодно проверите его юридическую частоту.
Будьте внимательны на всех этапах – и у вас обязательно получится выбрать и купить автомобиль, который станет верным другом и помощником.