Публикую следующую часть рекомендаций по безопасной езде на мотоцикле, начало здесь
Сегодня говорим про сюрпризы дорожного покрытия, выбор положения на дороге, а также про безопасные скорость, разгон и торможение.
Некоторые вещи могут показаться спорными или непонятными — давайте разбирать.
Автор: Максим (Lobster)
Глава 3. Дорога
• Обращай внимание на состояние дороги и выбирай соответствующую скорость и дистанцию. Иногда следует резко на мгновение прижать тормоз, чтобы проверить запас сцепления колес с дорогой и точку, в которой начинается скольжение.
• Будь внимателен при заходе в крутые незнакомые повороты, заблаговременно сбрасывай скорость – радиус поворота может уменьшаться, можно попасть на камни, песок, разлитое масло или солярку.
• В начале сезона будь осторожен – асфальт грязный, еще не отмыт от скользких реагентов.
• Новый асфальт тоже очень скользкий и практически не держит.
• В самом начале дождя асфальт становится скользким – он покрыт масляной плёнкой, которая в первые минуты не успевает смыться дождём и в сочетании с влагой делает асфальт скользким.
• Очень скользкой является брусчатка после, или во время дождя.
• Утром, весной и осенью осторожней – на холодном асфальте холодные шины держат очень плохо, примерно, как на мокром.
• На разделительной полосе и на обочине может быть песок и мусор, поэтому тормозной путь там больше — если выбрался левее левого или правее правого, имей это ввиду.
• При езде по гравийной дороге, или асфальту с камешками держи дистанцию за машиной впереди тебя, камни могут лететь в твой корпус и голову.
• По гребенке, гравию, скользкой дороге едем на ровном газу.
• При езде по плохой дороге не снимай ноги с подножек – ниже центр тяжести и легче удержать равновесие.
• Избегаем наезжать на лужи, масляные пятна и гудрон – там скользко и не дай Бог придется резко тормозить.
• Не тормози на линии разметки, не разгоняйся и не катайся вдоль нее (может понадобиться торможение). В дождь она скользкая, как лед.
• При заезде на высокую продольную разметку мотоцикл может наклониться в противоположную сторону – не пугайся, балансируй телом и рулем.
• Старайся объезжать люки, особенно в дождь.
• Если видишь снятый асфальт и люки – осторожней, автомобилисты могут тебя сбить, объезжая их.
• Продольные неровности – ступеньки между старым и новым асфальтом, срезанные полосы асфальта и т.д. следует преодолевать под тупым углом (как минимум 45 градусов).
• Если видишь полосу снятого асфальта – тормози только перед ней (не забудь посмотреть в зеркало заднего вида), перед съездом на нее отпускай тормоз, можно даже плавно прибавить газу, чтобы разгрузить переднее колесо.
• Снятый асфальт, политый гудроном, еще опасней.
• Лучше не менять траекторию на полосе со снятым асфальтом – если заехал на полосу, не пытайся выбраться, ровный руль и газ.
• Если все-таки нужно перестроиться через полосу со снятым асфальтом, то делай это, привстав на подножках и чем ближе угол заезда к 90 градусам (перпендикулярно бровке), тем лучше. В момент заезда чуть поддай газу, чтобы разгрузить переднее колесо.
• При экстренном торможении на полосе со снятым асфальтом мотоцикл будет нестабилен – его водит по бороздам, балансируй.
• При возврате на дорогу с полосы срезанного асфальта помни, что угол въезда должен быть как можно прямее (в идеале перпендикулярно кромке). Опасайся продольной колеи – лучше съехать на полосу, где её нет. Если нет возможности, не нужно ехать внутри клеи.
• Лежачие полицейские проезжаем на загруженном заднем колесе, чуть добавив газу.
• Трамвайные пути, особенно после дождя – очень скользкие. Проезжаем их на ровном газу (не тормозим и не ускоряемся), перпендикулярно рельсам.
• Во время сильной жары, паркуя мотоцикл, смотри, куда ставишь подножку. Асфальт плавится, и подножка может провалиться в асфальт, уронив мотоцикл.
• Когда останавливаешься, посмотри, куда ставишь ногу – это не должна быть грязь, ямы, волны на асфальте, масло или солярка, разметка.
Глава 4.Скорость, разгон и торможение
• Всегда будь готов тормозить, но будь также уверен, что ты не нажимаешь случайно на педаль, или рычаг тормоза так, что постоянно горит стоп-сигнал. Если стоп-сигнал горит постоянно, то опасность состоит в том, что когда ты действительно начнешь тормозить, для участников трафика ничего не изменится (стоп‐сигнал ведь уже горит) и они не успеют скорректировать свои действия на дороге.
• На рычаге тормоза лучше держать два пальца (средний и указательный, все время), во время экстренного торможения два других лучше убрать из под рычага (они могут мешать) и тормозить четырьмя пальцами. Не выбирай скорость быстрее, чем может позволить твой ангел-хранитель. Ему тоже нужно тренироваться.
• При выборе скорости и при торможении принимай во внимание состояние дорожного покрытия – песок на асфальте может сильно испортить настроение и поцарапать тебе нос.
• Скорость должна быть такой, чтобы ты успел остановиться, если что-то случится в зоне видимости (особенно это касается езды ночью). Твоя скорость может увеличить твой тормозной путь далеко за зону видимости, сам подумай, чем это грозит.
• Иногда умеренно агрессивный стиль езды (ехать чуть быстрее трафика) может быть хорошей защитной стратегией. Даже в быстром потоке нужно имеет резерв скорости в 20‐30км/ч быстрее относительно потока
• Если ты резко тормозишь, смотри в зеркало и будь готов либо ослабить тормоз, либо уйти в междурядье – некоторые четырехколесные тормозят медленнее, чем ты и могут тебя догнать вплоть до столкновения.
• При экстренном торможении тормози и передним, и задним тормозом. Самое эффективное торможение – начинать с заднего тормоза, загружать заднюю подвеску, затем подключать передний тормоз, зажимая переднюю подвеску. Если действовать наоборот, то не получится загрузить заднюю подвеску. Управляя мотоциклом, оснащённым комбинированной тормозной системой, использование заднего тормоза в экстренном торможении может навредить увеличением тормозного пути из-за слишком раннего вмешательства антиблокировочной системы.
• При экстренном торможении отклоняйся назад, чтобы не перевернуться вперёд и не катапультироваться с мотоцикла.
• При резком разгоне вес переноси вперед, чтобы сила инерции, отклоняющая назад твое тело, не заставила тебя нечаянно вывернуть ручку газа.
• Торможение двигателем и передачами «вниз» работает более безопасно, если в момент такого замедления в потоке, ты все-таки прижмёшь несколько раз рычаг тормоза, обозначая стоп-сигналом свои намерения.
Глава 5. Положение на дороге
• Внимательно смотри по зеркалам перед любыми маневрами.
• Никогда не задерживайся в правом ряду, это самое опасное место на дороге.
• Никогда не лезь между машиной и ограждением.
• Всегда будь в полосе, которая даёт тебе больше места для манёвров. Если возможно, выбирай полосу, в которой перед тобой нет машин.
• Если впереди в твоём, или соседнем ряду рядах появилось свободное окно, не торопись в него сломя голову – скорее всего, туда кто-нибудь перестроится одновременно с тобой.
• Прикрывайся попутным трафиком от встречных поворачивающих машин на перекрестках.
• Не нужно ездить рядом с машиной, лучше в шахматном порядке.
• Не нужно задерживаться в слепой зоне автомобиля, в тебя рано или поздно перестроятся.
• Путешествуя в слепой зоне автомобиля (когда тебя не видно в зеркала), будь предельно осторожен – там очень опасно. Если хочется посмотреть назад, или по сторонам, сначала нужно выехать из слепой зоны ускорившись или притормозив, а потом уже обозревать окрестности.
• Занимай доминирующую позицию на дороге, она находится в левой части полосы. Тогда тебя будет видно в зеркало и там относительно безопасно. Если едешь по правой части полосы, тебя меньше видно, более того, у машин сзади появляется ненужный стимул тебя обогнать.
• Двигаясь за машиной, едем не в центре полосы, а по следу правого или левого её колеса, так как весь мусор, масло и камни машина старается объезжать/пропустить между колесами, за машиной впереди тебе их заранее не будет видно.
• Держись подальше от бортов машин при маневрировании.
• Держись подальше от дверей стоящих авто – они имеют обыкновение распахиваться тогда, когда ты проезжаешь мимо, и бить тебя по спине или по мотоциклу.
• В пробке не утыкайся в машину впереди – держи дистанцию не менее длины мотоцикла, чтобы успеть сманеврировать, если под ноги к тебе полетит ящик, кирпич или вдруг там окажется яма.
• Показывай подворотник заранее — машины тормозят и рулят медленнее, чем ты думаешь, сидя на маневренном мотоцикле. Не забывай выключать подворотник – это вводит в заблуждение и может являться причиной аварии.
• В сильный дождь едем по центру полосы – там меньше скапливается воды.
Источник: