При упоминании Китая в первую очередь в воображении всплывает неимоверное разнообразие продукции по самым низким ценам. И последние 10 лет самое популярное выражение в мире - отнюдь не «I love you», а «Made in China». А автомобильный рынок мира все больше насыщается разнообразной продукцией родом из Китая, в которой с каждым годом становится всё больше легковушек с эмблемой в виде трех парусников.
На сегодняшний день на рынке Поднебесной присутствуют все сколь либо серьёзные производители и большинство из них уже успели обзавестись производственными площадями. И беря в руки товар в фирменном магазине Apple или Giorgio Armani уже не удивляешься знакомой надписи. Вопрос распространения китайской продукции только в том стали мы жертвами глобальной «чайнизации» или только приближаемся к ней? Даже рынок luxary-продукции насыщен китайскими предложениями, а автомобильный и подавно. Но раз мировые бренды, гарантирующие качество, не стесняются предлагать нам продукцию Срединного государства, то нам, автомобилистам, остается только верить в повышение качества и надежности.
Так или иначе, а страна, названная «фабрикой мира», уже давно вторглась в умы и гаражи нашего народа. Для одних контакт с китайским автопромом ограничивается лишь поверхностным интересом, для других пристрелочным тест-драйвом, а для третьих становится дверью в мир автомобилизации. Lifan Motors оказались не первыми и не последними, кто запустил руку в карман украинского потребителя - правильно оценив перспективы нашего рынка, эта компания даже наладила отвёрточную сборку своих малолитражек на черкасских мощностях корпорации "Богдан".
Но что бы понять - нужно "зреть в корень" и мы отправились в святая святых Lifan - конструкторское бюро и производственный комплекс, которые находятся в Чунцине. Это третий по населенности город Поднебесной и один из её крупнейших коммерческих центров. На нашем пути в поле зрения попались заводы Ford и Suzuki, всего же здесь производственные мощности пять автомобильных грандов. Столь высокая концентрация положительно сказывается и на культуре производства, и на профессионализме работников.
В сравнении с другими «динозаврами» автопрома Lifan Motors относительно молод - ему всего 22 года. Но за это время компания совершила мощный рывок в своем развитии: начав с производства мотоциклов для местного рынка, сегодня она занимается машиностроением, научно-исследовательской деятельностью и даже недвижимости. Из 23 автомобильных заводов концерна семь расположены в разных концах мира - от Эфиопии до Ирана. Однако, как и перед всеми молодыми, перед ней стоит трудная задача не только завоевать признание на рынке небольших стран, но и замахнуться на кошельки самых требовательных - европейских - покупателей. Украина же - далеко не последняя в цепочке стран для экспорта, и, если бы не перипетии «Майдана», черкасский завод уже собирал бы целую россыпь лифановских моделей. Пока что вопросы о перспективах нашей страны для Lifan Motors представители компании обходят стороной, но мы-то знаем выжидающую тактику китайских компаний. Они очень редко уходят с рынка, а чаще всего просто пережидают экономические катаклизмы в стороне и, затем, с новыми силами атакуют не избалованных демократичными ценами автолюбителей.
Lifan Industry Group выстроила глобальные планы по развитию своей автомобильной компании на ближайшие несколько лет. Уже сегодня её заводы выпускают пять семейств: легковые 330, 530, 630, 720 и паркетник X60. Плюс в этом году поступят в продажу компакт-кроссовер X50 и премиум-седан 820, а в течение следующих четырех лет к ним присоединятся еще шесть моделей, включая сразу два MPV. Некоторые детали одной из новинок - паркетника а-ля Toyota Highlander - мы подсмотрели (снимать нам, естественно, строго настрого запретили) в дизайн-студии, в которой работают совсем ещё студенты. С куда большим удовольствием нам показали и рассказали все о ходе доводочных работ испытаний - начиная с испытаний дворников и заканчивая тестом софта. Провели нас и по кабинетам, где на компьютерах следят за показаниями датчиков аэродинамики - сегодня аэродинамическая труба уже не так необходима.
Уделяйте внимание мелочам и вас ждет успех
Но в чем же кроется секрет столь демократичной цены на современные по конструкции и дизайну автомобили? Ответ мы искали в закоулках завода. В том числе, проходя кузовной и сборочный цеха. Повсюду огромные станки и листы металла. Сначала штампуют детали кузова, которые затем проходят выборочную проверку на соответствие шаблону и только затем занимают свои места в автомобиле. Подвешенные к специальным станкам-кранам кузова следуют к следующему этапу наполнения – в сборочный цех, находящийся в соседнем помещении. Здесь на помощь механизмам приходят работники. Их руками осуществляется конечные этапы сборки. Именно тут устанавливаются детали, которые обеспечивают комфорт, практичность и удобство. Каждый рабочий знает свое место и трудится на совесть. Не последнюю роль отводят и мотивации персонала. Везде таблички с надписями, вроде «Уделяйте внимание мелочам и вас ждет успех», висит «доска почета».
Да, это не сборочный стан где-нибудь в Маранелло или Гайдоне, но и тут видна старательность, трудолюбие и любовь к тому, что создают. Представители компании тщательно исследуют каждый экспортный рынок и собирают отзывы владельцев, а нас, журналистов, после тест-драйва попросили поставить оценки новым моделям: как внешним характеристикам автомобиля, так и динамическим. И, если учитывать, что новинки сошли к нам прямо с конвейера, то этот этап пойдет только на пользу.
Стоит отметить, что для мини-теста производитель выкатил не только обновленные версии хэтчбека 330, компактного седана 530 и седанов 630 и 720, но и такие новинки, на которых ещё не ездил ни кто из посторонних - только сами "лифановцы". Здесь и кроссовер X50 и премиум-седан 820. Полигоны для испытаний организованы при каждом заводе. На небольшом участке есть и неровности для испытания ходовой части, и подъем-спуск, и возможность разогнаться, а затем проверить работу тормозов. Даже погода сыграла нам на руку, накапав несколько фотогеничных луж для антуража, а также проверки способности активироваться в нужный момент систем безопасности. И, если не учитывать оторванную ручку-хваталку над пассажирским сидением, то других неприятных "сюрпризов» не было. Порадовал X60, продемонстрировав своей отнюдь не городской геометрией подвески. А вот седанам в нашем понимании не хватает как минимум 20-30 л. с. Х50 в своем запасе имеет сразу несколько козырей для успешной игры на рынке: комфортный салон, стильную приборную панель, эффектный внешний вид и приличный клиренс. Все это дополнено неплохими ходовыми качествами, хоть на первый взгляд подвеска и кажется жестковатой. Но все это можно оценить по достоинству и с придирками только при более близком знакомстве.
Конечно, несмотря на все проверки и контроль качества, владельцы китайских автомобилей отмечают немало несовершенств. Но всё познается в сравнении - для большинства украинцев автомобили из Поднебесной являются альтернативой Made in USSR, то есть автомобилям экс-советского производства - ВАЗы, ЗАЗы, ГАЗы. При небольшой толщине кошелька каждая копейка на счету и когда на чаше весов оказывается очередной "таз" и современный "китаец", то дизайн, комфорт и современная конструкция перевешивает. Тем более что Lifan продолжает не просто методично исправлять недочёты, а активно зарабатывать плюсы в репутацию. Не прыгать выше головы, а старательно расправлять паруса, стремясь к более высокому качеству. И если Европа пока не готова впустить на свой рынок автомобили китайского производителя, то и мы пока еще не в Европе.
Ершова Александра