«Синяя птица»
Внедорожники, которым нет равных
Мобильный поисково-спасательный комплекс повышенной проходимости ЗиЛ-490, или как его назвали позже – «Синяя птица», обладает абсолютной проходимостью! Он может передвигаться по асфальту, пересеченной местности, песчаным дюнам, болотам, глубокому снегу, воде и способен преодолевать даже двухметровые рвы.
Вот уже 30 лет комплекс служит в поисково-спасательных подразделениях Российской Федерации. Он незаменим при ликвидации последствий авиакатастроф в труднодоступных местностях. Комплекс использовали в ходе не одной спасательной операции в 2002 году во время наводнения в Германии. После распада СССР он принимал на своем борту космонавтов России, США, Великобритании, Японии, ЮАР и Италии.
История создания комплекса
Разработка поисково-спасательного автомобиля в СССР началась еще в средине 60-х годов на заводе имени Лихачева в Москве. Проект под грифом «секретно» поручили лучшему конструктору внедорожной техники – Виталию Грачеву. Он был начальником специального конструкторского бюро на заводе. Была поставлена задача – построить транспортное средство для поиска и эвакуации космонавтов, спускаемых аппаратов, спутников и их обломков, которые приземлялись в труднодоступной для любого другого транспорта местности. Изначально для этого использовали самолеты и вертолеты. Но в темное время суток, нелетную погоду и при посадке в незапланированном районе воздушная техника была бессильной.
Например, 19 марта 1965 года спускаемый аппарат корабля «Восход-2» приземлился в тайге под Пермью. Космонавтов нашли лишь через двое суток. Но даже после того, как их обнаружили, космонавтам пришлось стать на лыжи и своими силами добираться по глубокому снегу до места эвакуации. В то время ни одна машина мира не могла покорить густые заснеженные леса и болота тайги.
Новый вездеход имел жесткие ограничения по габаритам и весу, так как доставлять его в нужный район планировали вертолетами Ми-6 или самолетами АН-12. Автомобиль должен был передвигаться по воде, а его возможностей должно было хватить для погрузки и транспортировки спускаемого аппарата. Но это еще не все! В кабине требовалось разместить экипаж из трех человек и космонавтов в лежачем положении. Автомобиль также должен был иметь самые современные средства коммуникации, техническое и медицинское оборудование.
В конце 60-х Виталий Грачев разработал образец нового транспортного средства – ЗиЛ-5901(ПЭУ-1), который не только соответствовал требованиям правительства, но и превосходил их. Трехосный автомобиль имел водоизмещающий стеклопластиковый кузов, легкосплавную алюминиевую раму, 180-сильный двигатель, гидромеханическую трансмиссию и независимую торсионную подвеску. Радиус разворота составлял 9,8 м при длине самого автомобиля в 11,2 м. Он мог преодолевать двухметровые рвы и двигаться по шоссе со скоростью до 65 км/ч, и до 8 км/ч по воде.
Правительство захотело, чтобы Виталий Грачев изготовил тридцать ПЭУ, но из-за непростых отношений с директором завода, конструктор отказался от этого. Но работу свою не бросил. Напротив, он принялся за разработку нового вездехода.
После долгих и напряженных лет исследований, проектировок и тестирования различных образцов Виталий Грачев понял, что один автомобиль не способен соответствовать всем требованиям, которые перед ним поставило руководство страны. Талантливый конструктор нашел решение. Он разработал целый комплекс автомобилей.
Так, спустя десять лет разработок и усовершенствований в 1975 году появился поисково-спасательный комплекс ЗиЛ-490. Он состоял из трех вездеходов. Первые две – колесные автомобили-амфибии высокой проходимости – грузовой ЗиЛ-4906 и пассажирский ЗиЛ-49061. Они перемещались по дорогам общего пользования, пересеченной местности и воде.
Первый автомобиль служил для эвакуации с места приземления спускаемого аппарата и оборудовался грузовым отделением и краном. Вторая же, амфибия, имела пассажирский салон для космонавтов, медперсонала и необходимого оборудования.
Для передвижения по снегу глубиной более метра, на глубоких болотах и водоемах, покрытых тонким льдом, Виталий Грачев создал роторно-винтовую амфибию ЗиЛ-29061. Это был шнекороторный снегоболотоход, который помещался на борту грузового автомобиля. Благодаря ЗиЛ-29061, до сих пор ни одна страна в мире не имеет столь уникального комплекса абсолютной проходимости.
Испытания вездеходов длились 23 месяца. За это время каждый из автомобилей прошел более 15 тыс. км. Машины проверялись на прочность на автополигонах НАМИ, НИИИ-21 и дорогах общего пользования, в жестких климатических условиях, при температурах от -50° С до +50° С.
После завершения всех испытаний в 1981 году вездеходы комплекса «490» были приняты на снабжение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР. За десять лет заводу имени Лихачева удалось построить 20 комплексов.
Однако, сам создатель легендарного комплекса Виталий Грачев так не дождался запуска серийного производства своего творения. В 1978 году он умер. А после распада СССР его специальное конструкторское бюро было переименовано в «Вездеход-ГВА».
Автомобили массой в 11 тонн и длиной 9 метров имеют колесную формулу 6x6 с поворачивающимися колесами первой и третьей оси, а также оснащены независимой торсионной подвеской. Корпус водоизмещающей формы исполнен из полиэфирной смолы, армированной стеклотканью (стеклопластиковый кузов). Рама и ряд агрегатов трансмиссии, несущие конструкции грузоподъемного устройства, рулевые устройства и другие элементы изготовлены из алюминиевых сплавов. Подвеска всех колес –независимая торсионная, дополненная гидроамортизаторами. Тормозная система двухконтурная с управлением от одного главного цилиндра, а тормозные механизмы – дисковые, вентилируемые.
Вездеходы оборудованы бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 150 и 180 л. с., двухдисковым сцеплением ЗиЛ-137. Пятиступенчатая механическая коробка передач в паре с двухступенчатой раздаточной коробкой обеспечивают 10 передач переднего хода и 2 - заднего. При этом трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей потока мощности. Бортовые и колесные редукторы, для исключения попадания воды, оснащаются системой наддува внутренних полостей агрегатов.
Время разгона машины с снегоболотоходом ЗиЛ-29061 на борту с места до скорости 50 км/ч – 29,5 с. Расход топлива у ЗиЛ-4906 с нагрузкой 3400 кг – 40 л/100 км. Но в критических условиях расход может превышать 100 литров.
Максимальная скорость движения амфибий по асфальтированному покрытию не превышает 80 км/ч, а по водной поверхности – 9 км/ч. Минимальный радиус поворота – 9 м.
Вездеходы оснащены централизованными системами кондиционирования воздуха, обогрева, автоматического пожаротушения, водоотвода, предпускового прогрева масла в масляном поддоне двигателя, радионавигационным комплексом, термо- и шумоизоляцией, электрогенератором постоянного тока мощностью 4,5 кВт, переговорным устройством и полным комплектом такелажного оборудования.
В кабине – рабочие места водителя и трех членов экипажа. Кроме того, здесь находятся контрольно-измерительные приборы, радиокомпас и навигационная аппаратура. В крыше предусмотрены два люка для посадки и высадки экипажа.
В пассажирском варианте в задней части водоизмещающего корпуса встроен салон, предназначенный для размещения и обслуживания трех пассажиров и трех врачей. Для сообщения с рубкой в пассажирском салоне есть радиопереговорное устройство. Пол кабины покрыт шерстяным или резиновым ковром. Посадка в салон производится через дверь в задней стенке, а на плаву для входа в пассажирский салон используется передний люк-лаз.
В состав оборудования пассажирского салона входят трое носилок, три подушки многоместного сиденья и три откидных сиденья. В шкафах у входа в пассажирский салон есть горноспасательные аппараты ГСА-8М, авиационные спасательные жилеты АСЖ-58, поисковый ВЗИП, летное зимнее обмундирование и т.д. Под сиденьями – бензопримус, грелки, термосы, запас воды в 20-литровом бидоне, комплект медицинских шин, морские спасательные костюмы, спасательная лодка ЛАС-5М, швартовые фалы. В передней части в шкафах имеются поильник и неприкосновенный запас. С левой стороны за шкафом – умывальник.
В грузовом исполнении амфибии в задней части корпуса размещается неповоротный двухбалочный кран с гидравлическим приводом механизмов подъема и поперечного перемещения груза. Кроме спускового аппарата, грузовая амфибия ЗиЛ-4906 может перевозить и шнекороторный снегоболотоход.
Для выполнения поставленных задач Виталию Грачеву пришлось использовать нетрадиционные технические решения и схемы. Малая поисковая машина – шнекороторный снегоболотоход ЗиЛ-29061 с роторно-винтовым двигателем предназначен для эвакуации космонавтов, приземлившихся в труднодоступных местах, где колесные и гусеничные вездеходы бессильны. Корпус и движители выполнены из алюминиевого сплава, а борта и кабина из стеклопластика. В движение вездеход приводят два двигателями ВАЗ мощностью по 70 л. с.