Начало: ЧАСТЬ 1.
Мы продолжаем повествование о приключениях украинского экипажа, который в составе международной экспедиции Sahara Challenge 2010, в то время, когда все «нормальные» соотечественники поедали новогоднее оливье и пили шампанское, продирался сквозь всю Европу и арабскую Африку в самые дебри настоящей черной Африки - город Тимбукту.
Географическая специфика и насыщенность маршрута экспедиции Sahara Challenge 2010 позволили построить настоящий отчет из трех четко разделенных частей: Европа, арабская Африка и черная Африка. Сегодня мы предоставляем вниманию читателей дневники Киевского экипажа касательно Африки арабской, которая началась сразу после переправы через Гибралтарский пролив.
Впереди у путешественников было 30 дней пути и 8000 километров того, что в тех краях называют дорогой: раскаленного асфальта, песков, грейдеров и просто мелкой, как мука пыли. Напомним, что официальной точкой финиша маршрута была столица республики Мали - город Бамако.
Тарифа (Испания) - Паром - Тангер (Марокко) - Рабат.
3 января 2010
Ответственный день, на душе легкое волнение. Сегодня мы встречаемся с другими участниками экспедиции. Нас ждет Африка! Да и Европа уже успела за две недели порядком надоесть.
Ранний подъем, за окном непривычно темно. Наш график с этого дня очень плотный. Не успев толком позавтракать, мы выезжаем на встречу с коллегами по маршруту в город Тарифа.
Не смотря на столь удаленное от дома место встречи, все экипажи стягиваются к нему в течение часа. Хорошее начало. Дисциплину в целом и пунктуальность в частности, когда собирается в одну компанию столько разных путешественников, которым предстоит вместе прожить еще месяц, трудно переоценить. Все участники - россияне. Мы пока что первые и единственные в истории Sahara Challenge, кто несет желто-голубые флаги Украины.
Теперь рядом с нашим Land Rover Discovery, в строю стояли Land Rover Defender 110, Mitsubishi Pajero первого поколения, Nissan Terrano II и Нива организаторов. Автомобили, как и люди, абсолютно разные. Но им, как и людям, тоже предстоит прожить вместе месяц в экстремальных условиях. Что ж, посмотрим, что из всего этого выйдет.
Около полудня грузимся на паром. Билет на переправу стоит около 100 Евро. В него входит стоимость перевоза на Марокканский берег одного автомобиля и двух человек. Автомобили закрывают в грузовом трюме, а для пассажиров предоставляется верхняя палуба. Условия, как в лучших поездах Европы: удобные кресла, телевизор, бар и, конечно, Duty Free Shop.
От Африканского берега нас отделяет лишь Гибралтарский пролив, который наш паром - катамаран должен пересечь за полтора часа. Разница во времени между Марокко и Испанией - один час.
Уже на борту мы заполняем нужные для въезда в страну документы. У меня, из всей компании единственного украинца, проверили визу. Да, украинцам необходимо получать ее заранее, тогда как россиянам виза для въезда в Марокко не нужна. Даже обидно, хотя и понятно.
Без опозданий, спустя ровно полтора часа весьма комфортной переправы, мы, наконец, ступаем на африканскую землю. Первое впечатление - та же Испания, к ландшафтам которой мы уже тоже успели привыкнуть. Природа ровно ничем не отличается от природы южной части Испании. А душа уже поет: промежуточная и, наверное, главная цель нашей личной экспедиции достигнута - мы в Африке!
Таможенные процедуры в порту занимают не более часа. За небольшое вознаграждение нам предлагают воспользоваться помощью для быстрого заполнения документов на арабском языке и оформления автомобиля.
Как люди хозяйственные, мы тут же, на выезде из порта, меняем евро на местную валюту. Для нас местные дирхамы оказываются более чем удобными для ведения бортовой бухгалтерии: курс гривны к дирхаму - один к одному.
Теперь наш курс лежит в город Рабат, столицу Марокко. По пути мы посещаем первую достопримечательность мирового масштаба - пещеры Геркулеса. Не забываем знакомиться и с изысками марокканской кухни, которая нам, искушенным знатокам кухни Европейской, очень даже нравится.
Температура за бортом - около + 28 градусов. И это в то время, когда в Киеве вовсю лютуют двадцатиградусные морозы со снегопадами, которые мы имеем удовольствие наблюдать с помощью ММС, получаемых с родины.
Первое, что бросается в глаза на дорогах Марокко - это обилие полицейских. Посты местных ГАИшников располагаются на расстоянии не более 20 километров друг от друга. Наверное, это имеет смысл в стране с такой интенсивностью движения.
К вечеру мы добираемся до Рабата. Город Рабат - это город-хаос. Ездят и ходят - кто, как и где хочет и может. То, что мы называем «увидеть город» не представляется возможным, так как все внимание - только на дорогу. Огромное количество мопедов, водители которых, кажется, так и норовят броситься под колеса. В основной своей массе автомобили современные, но встречаются и 40-летние раритеты. В качестве такси, по городу колесят старые Мерседесы «крокодилы».
С привычкой искать ночлег по GPS навигатору приходится расстаться - подробной карты Африканского континента, а тем более набора точек интереса (POI), у нас не было. Изрядно поплутав по закоулкам Рабата, мы находим отель Texuda, который открылся всего пару недель назад, имеет три звезды и охраняемую парковку, которая в этих местах как нельзя кстати. Номер на двоих стоит 60 Евро. Дороговато для Африки... Или это еще Европа?
Рабат - Фес - горы Атлас.
04 января 2010
Не будем повторяться, распространяясь о своем отношении к питанию, трепетному и уязвимому. Хорошее начало - половина пути, поэтому второй день в Африке мы начинаем с добротного марокканского завтрака с омлетом.
Короткий брифинг о планах и задачах на день, быстрые сборы и вот уже наша колонна выезжает в сторону города Фес. В этом древнем, как мир, городе у нас запланирована экскурсия по старой Медине - древнему селению с очень узкими улочками.
Начинается дождь. Вот тебе и Африка. По мере того, как дорога удаляется от побережья Атлантики, дождь переходит в ливень.
Природа меняется прямо на глазах. Деревья становятся все ниже, попадаясь все реже. На горизонте появляются горы. Навстречу едут повозки, запряженные либо лошадьми, либо осликами (Слово «осел» в русском языке имеет негативный смысл и никак не соответствует даже внешности этих мирных животных с большими умными глазами). Вдоль дороги пасется множество овец. Пару раз мы встречаем караваны верблюдов.
Меняется почвенный покров. Теперь под нашими колесами уже не назойливая красная глина, а камни.
Около полудня колонна экспедиции Sahara Challenge 2010 торжественно входит в город Фес. По плану у нас экскурсия, а ливень все не прекращается. Но отменять экскурсию вовсе не входит в наши планы. Узкие, путаные улочки медины, если можно так выразиться, защищают от дождя. Здесь найти обратную дорогу без проводника практически невозможно, но у нас есть GPS, и поэтому мы, не задумываясь, углубляемся в лабиринты старого города.
Нагуляв аппетит, утоляем его в местном кафе - очень долго и очень вкусно. Вообще, прием пищи в мусульманском мире - это целая церемония. Наверное, именно поэтому здесь нет забегаловок, которые в мире белых называют деликатно - fast food. Мало того, вовсе не факт, что через час-полтора вам принесут именно то, что было заказано. Благо, что наш организатор - весьма опытный в вопросах Африканского быта человек, и «надуть» нашу компанию не так просто.
Кстати, будете в Марокко - обязательно попробуйте «мясной таджин», но если мясо вы не любите, тогда берите «рыбный таджин». Главное - чтобы это был именно «таджин». Вино, да и спиртные напитки вообще, днем подавать запрещено, но смекалистые официанты переливают напитки в бутылки из-под Coca-Cola.
Уже в сумерках добираемся до маленького городка Ифран, который находится в горах Средний Атлас. Высота 1700 метров. Этот городок является горнолыжным курортом, но сейчас снега нет. Мы решаем остаться на ночлег именно здесь, чтобы проехать красивые горные места завтра, в светлое время суток.
Горы Средний Атлас - Высокий Атлас - Ар-рашун - Эрфуд.
5 января 2010
Начало дня у нас всегда одинаковое: в 7-00 подъем, завтрак и выезд по запланированному на этот день маршруту. Сегодня нам предстоит пересечь два хребта Атласских гор: Средний и Высокий Атласс.
Чтобы как можно ближе познакомиться с местностью и ее колоритом, решаем ехать по заброшенной дороге. Погода нас и сегодня не балует: дождь, снег, туман. Холодно. Совсем не похоже на то, что нормальный человек из наших широт ожидает от Африки.
Фотографируемся у огромного кедра. Говорят, что его орехи достигают размеров со страусовое яйцо. Мы, правда, ни одного такого ореха так и не видели. Нас окружают ели, снег, природа очень похожа на нашу.
Постепенно поднимаемся. Датчики высоты на наших навигаторах уже перевалили за отметку 2150 метров. Под колесами снежная каша, а дорогу заметает так, что впереди идущую машину вовсе не видно.
По обочинам то и дело стоят разбитые машины. Хорошо, что мы все еще едем на зимней резине. Здесь это в диковинку. На привале символически играем в снежки, чтобы потом упомянуть этот экстремальный для Африки факт.
Перевал находится на высоте 2200 метров над уровнем моря. Фиксатор максимальных значений навигатора регистрирует новый рекорд высоты нашего маршрута.
Начинаем спуск. По мере снижения высоты прекращается снег, а потом и вовсе пропадает, словно его здесь никогда и не было. Выходит солнышко и начинает греть как-то сразу очень жарко, не по-нашему.
Мы фотографируемся на фоне большой двойной радуги. Такое увидишь не часто. Впереди у нас горы Высокого Атласа. Деревьев почти нет, камни да кустики с кактусами. Не смотря на то, что дорога асфальтированная, она пребывает в ужасном состоянии.
В отличие от предыдущего перевала, на этом снега совсем нет, да и высота поменьше, «всего» 1907 метров. На небе - ни облачка, и тепло. Мы приближаемся к пустыне. Температура +13 градусов. Пока.
Спускаемся до отметки 1250 метров. Здесь начинаются пальмы. Наконец-то перед нами самый настоящий африканский пейзаж!
В соседней машине песня: «А-а, в Африке горы вот такой вышины, а-а, в Африке реки вот такой глубины!», дальше про крокодилов, бегемотов, одним словом, вы понимаете, что все это теперь было вокруг нас. Или мы среди этого всего. Настроение наше бодрое и веселое, мы продолжаем вторжение в дебри этого сказочного континента.
Марокко, с точки зрения географии, страна весьма интересная для путешественника. Всего за один день мы успеваем пройти все климатические зоны и увидеть все, что можно увидеть - океан, снег, песок, горы снежные, хвойные, каменистые. Вот только до пустыни мы пока что не доехали. Примечательно то, что где бы мы ни останавливались, сразу откуда ни возьмись, возникают торговцы минералами и всевозможными камнями. Мы смотрим, но не покупаем. Мало ли, какие у них там по поводу камней законы. Кстати, оказывается, Марокко является главным поставщиком фиников в Европу. Несколько раз на нашем пути попадаются довольно необычные «финиковые сады».
Обед в пыльном городишке Ар-рашун, как обычно, сытный и вкусный, но необычайно долгий. Вся трапеза занимает около двух часов, чему мы уже не удивляемся, понемногу привыкая к местным обычаям.
Ночь застает нас в городе Эрфуд. Завтра по плану - пустыня. Мы хотим посетить самую высокую в этой местности дюну, что станет нашим первым совместным «оффроудом» на Африканском континенте.
Эрфуд - Дюны - г. Алниф.
6 января 2010
На рассвете стройная колонна покидает город, чтобы взобраться на одну из самых высоких песчаных дюн в Марокко.
Каменистая пустыня резко переходит в песочную - будто провели черту. Песок ярко оранжевого цвета, местами твердый, но стоит поставить ногу, как она сразу зарывается. На гребнях песчаных перекатов и небольших дюн песок очень мягкий, и заезжать туда на автомобилях нужно необычайно осторожно. Даже нет, не просто осторожно, это надо уметь.
Немного покатавшись по пустыне, мы успеваем, наконец, испытать свое внедорожное оборудование - лебедки и удлинители. Кстати, в пустыне удлинитель троса лебедки - абсолютно необходимая вещь. Ведь к терпящему бедствие не всегда можно подобраться на расстояние ближе 30 метров.
На обратном пути в Эрфуд первая поломка - у Nissan не работает стартер. Мы заводим его «с толкача» и продолжаем движение в поисках места для ремонта. Местный механик на ближайшей заправке нам ничем не может помочь, и нам приходится искать выход самим для ремонта в полевых условиях. Через 10 минут после остановки нас снова окружают торговцы сувенирами. Откуда они только берутся? В качестве эксперимента, мы решаем купить кортик из натурального камня. Начинаются торги. Стартовая цена за сувенир - 100 евро. Все в шоке, и напряжение растет. Через пол часа переговоров на пальцах цена упала до 80 евро. Но мы-то не просто европейские туристы, мы «наши», и потому только начали входить во вкус! Еще через час цена была уже 40 евро, да и конкуренции у нас не было. Наконец, я предлагаю 18 евро и пачку леденцов - свое последнее слово. Еще полчаса громких раздумий продавцов и кортик уже наш.
Между тем, ребята снимают неисправный стартер и, полностью его перебрав, устанавливают на место. Он работает через раз, но работает.
Следующая задача, которая стоит перед нами - это найти место для ночлега. Местный житель вызывается нам помочь. По его словам, близ города Алниф есть очень неплохой отель, всего в 15 минутах езды на наших автомобилях.
За ужином нам есть что отметить - пройдена первая совместная тысяча километров по Африке. А впереди - еще семь.
Алниф - Анти Атлас - Кварзазат.
7 января 2010
Сегодня мы движемся по направлению к городу Загора. Дорога вдруг становится узкой, размером всего в одну полосу, и для разъезда со встречным транспортом приходится всякий раз съезжать на обочину.
В Загоре пополняем запасы местной валюты, меняя еще немного евро на дирхамы. Здесь курс несколько ниже, чем в порту, но оно и понятно.
Обедаем в местном заведении, заказывая из меню на арабском языке наугад, из озорства. В итоге получаем прекрасную говядину с курагой и орехами.
На Востоке, на пересечении цивилизации 21 века и средневековья, как в сказках, происходят самые неожиданные вещи. Так, мы случайно обнаруживаем бесплатный WiFi. Остановившись у тротуара, прямо из своих машин мы подключаемся к Интернету и, ловя каждый килобайт как манну небесную, спешим написать на родину родным и друзьям свои нехитрые отчеты, отправить самые яркие фотографии. Мы успеваем сделать репортаж на сайте www.vs.ua где он до сих пор, словно живой диалог, напоминает о днях, проведенных за тысячи километров от дома.
Одной из достопримечательностей этой местности является начало караванного пути через Сахару. Здесь стоит плакат, который гласит: «52 дня до Тимбукту на верблюдах». Очень ветрено, везде песок. Мы быстро фотографируемся и убираемся отсюда.
Впервые полиция останавливает наш Nissan за нарушение правил обгона. Пять минут мы пытаемся разобраться с документами. Наш язык, как и их язык для нас, звучит более, чем странно. Весело ощущать себя туземцем. Главное - чтобы не пищей, а остальное мы разрулим. Но отношение к туристам в Африке и у полиции и у гражданского населения более чем положительное, особенно к Европейцам, поэтому нас отпускают без взятки и без штрафа.
Пересекаем горный хребет Анти Атласс, высота которого на перевале 1700 метров. Последние три дня ниже отметки 1000 метров мы не спускаемся. Каньоны, скалы, горы, все это вместе безумно красиво.
На ночевку останавливаемся в городе Кварзазат, в отеле «Amlal».
Кварзазат - Агадир.
8 января 2010
Пересекаем два перевала высотой 1700 и 1800 метров. На спуске, на высоте около 800 метров открывается необычайная панорама заснеженных гор. Мы осматриваем древние жилища местного населения. Дом представляет собой довольно загадочный лабиринт. Много комнатушек, лестниц, коридорчиков и этажей.
Здесь впервые, остановившись на обед, мы уезжаем неудовлетворенными. Еды мало и она невкусная. Но мы списываем это на особенности местной кухни и продолжаем движение.
Наш путь лежит между двух хребтов Высокого Атласса и Анти Атласа. Дорога идет вдоль реки, где плодородная почва и стелются сказочные сады: апельсиновые, банановые, финиковые. Растут арбузы. Глинистая почва плохо пропускает влагу, поэтому вода, образуя потоки, течет хаотично, пока не попадает в реку. Так, на нашем пути около километра дороги полностью покрыто водой. Для местного населения это - целая трагедия, нам же, наоборот, развлечение.
Здесь мы увидели коз, лазающих по деревьям, которые питаются аргоновыми ягодами, считающимися марокканской виагрой.
Ближе к вечеру мы подъезжаем к городу Агадир, который здесь называют городом белого камня. Селимся в отеле, практически в самом центре города.
Агадир - День отдыха.
9 января 2010
Сегодня у нас вынужденный день отдыха. С утра едем на разборку по автомобилям. Как на любом базаре есть все, что угодно, кроме того, что нужно. Нашей фары нет.
Чтобы немного размяться после долгого сидения в автомобиле, мы отправляемся на пешую прогулку по городу. Ничего особенного для нас в этом городе нет, разве что мир в голове перевернулся, и особенным нам показался McDonald's, где мы, с ностальгией по цивилизации, успешно поели. Правда, в два раза дороже, чем в Киеве.
Что касается такси, в Марокко оно бывает двух видов - мини и макси. Мини ездят на маленькие расстояния, а макси могут осуществлять даже междугородние перевозки. Вместимость пассажиров в них тоже разная - три в мини и пять человек в макси. В мини как правило работают Fiat Tipo, Uno, Peugeot 309, а в макси - преимущественно Мерседесы. Каждая провинция имеет свой цвет машин-такси.
В местном интернет-кафе мы, наконец, распечатываем наши билеты на обратную дорогу и возвращаемся в гостиницу. Немного передохнув, спускаемся в лобби, чтобы попить настоящего марокканского пива, совсем как настоящие африканские жители.
Агадир - Тизнит - Атлантический берег.
10 января 2010
Сегодня мы выдвигаемся в сторону Западной Сахары. Отремонтировать поврежденное сцепление Дефендера быстро не получилось, поэтому он остается в Агадире для дальнейшего ремонта. Его экипаж будет либо догонять нас, либо возвращаться в Испанию.
Сегодня по плану ночевка в палатках на берегу океана. Что может быть романтичнее! Разве что ночевка на майские праздники на берегу Днепра!
Но спустимся на землю и расскажем пытливому «нашему» читателю что, где почем в Марокко. Так вот, штраф за непристегнутый ремень безопасности или разговор по телефону - 400 дирхам (400 грн). Если стоит знак ограничения скорости, скажем, 60 км/ч, то ехать нужно на 1 км/ч медленнее, то есть не более 59 км/ч. Но это все теория, как показывает практика, туристов не трогают, относясь к ним более чем дружелюбно.
Топливо дорогое. Солярка стоит 7,31 дирхам (7 грн) за литр, а бензин - 10,50 дирхам (10 грн) за литр.
Температура за бортом постоянная - около + 19 градусов.
Следующая наша остановка в городе Тизнит. Это берберское поселение основано около 250 лет назад. Столица Марокканского серебра. Здесь находятся серебряные копи (добыча серебра) и производится большое количество серебряных украшений (серебро 925 пробы).
Здесь мы пополняем свои запасы фруктов и хлеба в дорогу, так как это последний город на нашем пути сегодня. Мандарины на базаре стоят 7 дирхам за 1 кг, а бананы - 10.
Проезжаем последний перевал Анти Атлас. Высота на перевале - 1100 метров. За ним уже начинается настоящая Сахара. «Сахара» в переводе с берберского - пустыня. Все просто.
На подъезде к пустыне мы встречаем колонну «World Truck Expedition», проводимую компанией Iveco. Шесть автомобилей идут караваном через всю Африку, на юг, до самой ЮАР, а потом будут идти обратно. В «World Truck Expedition» участвуют шесть автомобилей Iveco: три грузовика, два новых джипа Massif и один автомобиль, перестроенный из микроавтобуса. Все оранжевого цвета, выглядит очень торжественно.
Чем ближе мы подъезжаем к условной границе с Западной Сахарой, тем чаще встречаем военную технику. Граница условная, потому как Западная Сахара считается территорией Марокко. Правда, так считают не все. Один раз мы даже встречаем колону с танками.
Впервые нас останавливают для проверки документов под городом Тан-тан, переписывают данные паспортов. Но мы уже опытные, у нас заготовлены ксерокопии всех документов, и свои паспорта мы из рук не выпускаем.
Под конец этого бесконечного и пыльного дня мы, наконец, прибываем к месту стоянки. Это будет наша первая ночь в палатках, которые мы тащим на себе из самого Киева. Лагерь разбиваем прямо на берегу Атлантического океана. Красиво. Начинается дождь. Напоминаю - мы находимся в Сахаре.
Атлантический берег - Западная Сахара.
11 января 2010
Съезжаем вниз на пляж, к воде. Подниматься было тяжелее, пришлось всем сбрасывать давление в колесах. Некоторые даже умудрились искупаться в океане, горячем и соленом. На улице тепло, больше + 20 градусов.
Здесь состоялась церемония подстригания под абсолютный ноль руководителя экспедиции Алексея Меньшенина и штурмана Киевского экипажа Андрея Алексеенко. В песках с такой прической на голове европейцу куда удобнее, чем с шевелюрой.
А автор этих строк умудрился усесться на скалах высотой около 100 метров, болтая ногами, на самом берегу Атлантического океана. Это довольно острое ощущение - чувствовать пятой точкой удары волн о скалы где-то внизу.
Ночь в палатке проходит быстро. Усталость и шум прибоя делают свое дело. Утром, выпив кофе, мы снова выдвигаемся в сторону пустыни. Двигаясь по дороге, постоянно «подпираем» колонну танков, которую обгонять не разрешают. Спешить нам некуда, поэтому мы заезжаем на соляное озеро, здесь их несколько. Смотрим, как добывают соль, даже пробуем ее на вкус - такая же, как наша, Славяногорская.
Уже затемно прибываем на место ночевки и сразу разбиваем лагерь. Усталость берет свое, и мы падаем спать, даже не поужинав. Небо звездное, глубокое, и на нем ни облачка. Знакомые созвездия с этой точки на Земном шаре выглядят причудливо.
За последние пару дней нас семь раз останавливали для переписи документов, сегодня даже попросили «кадо» (подарок), мы долго делали вид, что не понимаем, о чем нам говорит господин полицейский, но в итоге насыпали ему горсть фисташек. Туземные взятки невелики и часто имеют форму еды.
Дефендер нас почти догнал, оставался разрыв всего в 50 километров, так что на завтра мы планируем воссоединение.
За этот день мы оставили позади еще 500 километров африканских дорог.
Атлантический берег - г. Дахла, Западная Сахара.
12 января 2010
С утра голодные, а значит злые, мы первым делом принимаемся за приготовление серьезного завтрака. В нашем меню - картофельное пюре с сосисками.
После того, как лагерь был собран, предпринимаем еще одну вылазку на пляж, к заброшенным кораблям, выброшенным морем на берег. На этот раз уже никто не буксует в песках, и мы получаем море первобытного удовольствия.
Правительство Марокко всячески пытается заселить эту территорию Западной Сахары: строит новые дома и даже целые городки, которые так и стоят пустыми. Их называют городами призраками.
Конечный пункт сегодняшнего пробега - город Дахла. Дахла - бывшая столица испанской Сахары. Город расположен на узком полуострове и косой уходит в глубь Атлантического океана. Дорога скучная и утомительная. Равнина на весь горизонт, и мы видим самые настоящие миражи.
Камни, песок, камни, песок и так всю дорогу.
Солнце уже жарит не на шутку, а у нас перестало открываться пассажирское стекло, но кондиционер пока не включаем. Экономим топливо и не хотим привыкать к прохладе. Ночью и утром холодно, а днем жара.
Пытаемся позагорать, сегодня глядя в зеркало, я понял, что стараемся хорошо.
Мы располагаемся на ночлег в хорошем дорогом отеле. Это наш последний приют цивилизации на будущую неделю, а может и более.
Да! Нас догнал Дефендер, и теперь вся компания в сборе!
Дахла - граница с Мавританией.
13 января 2010
Первое мероприятие этого дня - показательная замена колес на Ниве при помощи аирджека - домкрата, поднимающего автомобиль за счет подушки и выхлопных газов. Он был несколько великоват для Нивы, а с учетом того, что такой домкрат поднимает Land Cruiser за 10-15 секунд, он может легко и быстро просто перевернуть нашу Ниву. Поэтому все следили за тем, чтобы отключить его от выхлопной трубы вовремя. Кстати, эйрджек - незаменимый аксессуар в любой экспедиции. На самом деле, совсем непросто приподнять груженый автомобиль, который, к тому же, подготовлен для бездорожья. Зачастую штатный домкрат попросту непригоден. Да и фактор удобства в наше время сбрасывать со счетов нельзя. А если еще и застрять в песке или в болоте, где необходимо приподнять автомобиль, чтобы подложить что-либо под колеса, то переоценить роль этой небольшой вещицы очень трудно.
Но вернемся к нашему путешествию. Сегодня мы пересекаем Северный Тропик Рака. Это самая северная широта, на которой солнце в полдень находится в зените. Это происходит в период летнего солнцестояния, когда солнце висит практически над головой.
В последний раз мы останавливаемся полюбоваться величественным океаном. Прощание с ним проходит почти торжественно: мы купаемся и обедаем. Теперь мы будем отходить от береговой линии, углубляясь в дебри материка.
Наш путь пролегает вдоль гор, которые называются «сырные». Это название приходит в голову еще до того, как узнаешь, как они называются. Они действительно похожи на порезанные и сваленные в кучу головки сыра с дырками. Известняк, песок и ветер веками делают свое дело, придавая ландшафту самые необычные очертания и создавая такие вот природные шедевры.
Вдоль дорог проходят минные поля. Да-да, это не опечатка. Нет, мы, конечно, не проверяли, есть там мины или нет, может, это просто сделано для того, чтобы туристы не шатались по пустыне. Во всяком случае, предупреждающими табличками заставлены обе стороны дороги, и отклоняться более чем на 100 метров в любую сторону не просто не рекомендуется властями, это запрещено.
Мы селимся в мотеле, не доезжая до границы с Мавританией около 80 километров, планируя сам переход на завтра, на светлое время суток. Мотель выполнен как оазис в пустыне, все здание накрыто большим шатром, что создает крытый дворик, в котором растут пальмы и цветы. Душ общий, но с горячей водой! Дешево и удобно.
Совместный ужин, да и повод железный - старый Новый Год. Отмечаем, не то чтобы по-нашему, с куражом, но как можем, и как позволяют обстоятельства. Местные этого не понимают.
Выезд запланирован на 7 утра. Мы наполняем топливные баки и все пригодные для топлива емкости соляркой, так как в Мавритании топливо, говорят, и хуже и дороже.
Алексей Меньшенин проводит короткий инструктаж по прохождению таможенного досмотра и пересечению границы, и мы дружно отходим ко сну, снова в преддверии новых приключений.
Начало: ЧАСТЬ 1.
Продолжение: