Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.
В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.
Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.
Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.
История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.
Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».
На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.
Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».
Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.
Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.
Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.
Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.
Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.
Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.
С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.
Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.
Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.
Год |
Маршрут |
Длина маршрута |
Количество участвовавших транспортных средств |
||
Общая, км. |
Из них спецучастки, % |
На старте, шт. |
Из них дошли до финиша, % |
||
1979 | Париж – Алжир – Дакар | 10 000 | 32 | 182 | 41 |
1980 | 10 000 | 41 | 216 | 38 | |
1981 | 6 263 | 54 | 291 | 31 | |
1982 | 10 000 | 60 | 385 | 33 | |
1983 | 12 000 | 43 | 385 | 32 | |
1984 | 12 000 | 49 | 427 | 35 | |
1985 | Версаль — Алжир – Дакар | 14 000 | 53 | 552 | 26 |
1986 | 15 000 | 52 | 486 | 21 | |
1987 | 13 000 | 64 | 539 | 23 | |
1988 | 12 874 | 51 | 603 | 25 | |
1989 | Париж – Тунис – Дакар | 10 831 | 61 | 473 | 44 |
1990 | Париж – Ливия – Дакар | 11 420 | 75 | 465 | 29 |
1991 | 9 186 | 63 | 406 | 43 | |
1992 | Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) | 12 427 | 50 | 332 | 51 |
1993 | Париж – Марокко – Дакар | 8 877 | 50 | 153 | 44 |
1994 | Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж | 13 379 | 33 | 259 | 44 |
1995 | Гранада (Испания) – Марокко – Дакар | 10 109 | 57 | 205 | 50 |
1996 | 7 579 | 82 | 295 | 41 | |
1997 | Дакар – Нигер – Дакар | 8 049 | 81 | 280 | 50 |
1998 | Париж – Испания – Марокко – Дакар | 10 593 | 49 | 349 | 30 |
1999 | Гранада – Марокко – Дакар | 9 393 | 60 | 297 | 37 |
2000 | Дакар – Каир | 7 863 | 64 | 401 | 56 |
2001 | Париж – Испания – Марокко – Дакар | 10 219 | 60 | 358 | 39 |
2002 | Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар | 9 436 | 69 | 425 | 31 |
2003 | Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх | 8 552 | 61 | 490 | 38 |
2004 | Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар | 9 507 | 49 | 595 | 27 |
2005 | Барселона – Марокко – Дакар | 9 039 | 60 | 688 | 31 |
2006 | Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар | 9 043 | 53 | 475 | 41 |
2007 | 7 915 | 54 | 511 | 59 | |
2008 | Отменен из соображений безопасности | ||||
2009 | Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес | 9 574 | 50 | 501 | 54 |
2010 | 9 030 | 53 | 362 | 52 | |
2011 | 9 605 | 52 | 407 | 50 | |
2012 | Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) | 8 393 | 50 | 443 | 56 |
2013 | Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) | 8 574 | 48 | 449 | 67 |
2014 | Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) | 9 374 | 56 | 431 | 47 |
2015 | Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес | 9 295 | 51 | 406 | 51 |
2016 | Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио | 9 075 | 53 | 354 | 60 |
СРЕДНЕЕ: | 10 040 | 55 | 402 | 41 |
Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.
Правила дакаровской гонки минимальны:
Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности.
Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
Месяц проведения – январь.
За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего.
Например:
Российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);
французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);
на автомобилях также часто лучшие – французы;
аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.
Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.
Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2016 г.
№ в рейтинге |
Страны |
Количество побед |
Вид транспорта |
1 | Франция | 68 | Мотоциклы/автомобили |
2 | Россия | 63 | Грузовики |
3 | Финляндия | 50 | Автомобили |
22 | Аргентина | 16 | Квадроциклы (проводятся с 2009 г.) |
Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.
Источник: