Этот список не претендует на объективность. Мы не выбирали исключительно самые красивые или самые дорогие машины, самые популярные или самые быстрые. В наш рейтинг попали автомобили, появление которых стало важным событием уходящего года и хотя бы раз заставило нашу редакцию сказать: «ух, ты это видел?!». Потому что удивить нас непросто, и если кому-то или чему-то удалось это сделать, то ему самое место в нашем рейтинге «11 лучших».
Феноменальные рыночные успехи дуэта Hyundai Solaris и Kia Rio в России – одно из ключевых событий минувшего года. Меньше чем за год «Солярис», разработанный для нашего рынка и выпускаемый под Петербургом, успел разойтись тиражом в 90 тысяч машин и стать абсолютным бестселлером среди иномарок. Соплатформенный Kia Rio, появившийся с опозданием в восемь месяцев, столь высокой популярности пока не снискал, хотя и стал самым продаваемым седаном ноября.
Lada Granta. Пожалуй, первый за последние годы проект «АвтоВАЗа», рассказывать о котором не стыдно. И пусть «Гранта» не разработана с нуля, а построена на платформе «Калины», отличий между этими автомобилями куда больше, чем кажется с первого взгляда. А главное, в разработке Lada Granta и в ее подготовке к производству участвуют специалисты Renault-Nissan – это позволяет надеяться, что серийный автомобиль станет хотя бы самой качественной «Ладой» за всю иторию Тольяттинского автозавода.
Появление нового Porsche 911 уже само по себе событие. А если учесть, что этот автомобиль за последние полвека лишь трижды менял платформу (третий раз – сейчас), то мимо дебюта «911-го» пройти невозможно. И пусть его вновь с трудом отличишь от предшественника: главное, что с инженерной точки зрения Porsche 911 остается одним из самых совершенных спорткаров современности.
Citroen, похоже, получил карт-бланш в вопросах дизайна, и теперь запускает в серию одну невероятную новинку за другой. DS3, DS4, а теперь и DS5 – гибридный универсал с настолько замысловатой внешностью, что технологи «Тойоты» наверняка сделали бы себе харакири, принеси им такое на согласование. Однако новая «дэ-эска» – вполне реальна и вот-вот появится в продаже в Европе, а чуть попозже доберется и до России. По крайней мере, обещают.
Первый «Фокус» приучил россиян к тому, что настоящие иномарки бывают доступными, а «Фокус III» должен доказать, что и недорогие иномарки могут быть оснащены не хуже премиальных седанов. У новой модели есть и система распознования знаков, и активный круиз-контроль, и даже автоматичский парковщик. Правда в России «Фокус» по-прежнему воспринимают как бюджетную модель, поэтому самую продвинутую и самую дорогую электронику на российские модификации пока не ставят. Жаль.
Смелая новинка от Hyundai – ассимеричный хэтчбек Veloster – вряд ли станет по-настоящему массовой моделью. Зато теперь мы знаем, что корейцы научились делать не только практичные, но и эффектные автомобили. Осталось дождаться турбоверсии этого ассиметричного хэтчбека, в котором, хочется верить, форма и содержание будут находиться в большей гармонии, чем у нынешнего варианта с атмосферным 1.6.
Истории VW Beetle позавидует даже Porsche 911 – «Жуку» в 2011 году исполнилось 73 года. И к этой не круглой дате Volkswagen приурочил дебют третьего поколения знаменитой модели. Адепты ругают новый Beetle за то, что он стал чисто маркетинговым продуктом и теперь слишком похож на «просто Фольксваген», а нам нравится его внешность – одновременно классическая и очень современная, и то, что хоть у кого-то появился шанс купить не обычный «Гольф», а такой вот замечательный автомобиль. У «кого-то» потому, что российские продажи нового «Жука» пока не подтверждены.
После дебюта 1-серии BMW мы боялись, что новая «трешка» получится столь же неоднозначной в плане дизайна. Но обошлось: BMW 3 Series в кузове F30 хоть и способна вызывать продолжительные дискуссии на тему своей внешности, но в целом выглядит здорово. Что вполне логично – это самая массовая модель BMW, а с курицей, несущей золотые яйца, стоит обращаться крайне аккуратно. Чем ответят Mercedes-Benz и Audi на сдержанную «трешку» – увидим через 2-3 года.
Спортивное купе Toyota – такое словосочетание вышло из обращения в 2006 году с завершением производства модели Celica. Но теперь у «Тойоты» начинается новый этап развития, разработана новая маркетинговая программа и даже появилось новое спорткупе. Причем настоящее – с задним приводом и честным атмосферным мотором 2.0 развивающим 200 лошадиных сил. Созданием модели GT 86 «Тойота» занималась вместе с маркой Subaru, которая отвечала по-большей части за технику, а значит ездить преемника «Хачироку» уже научили.
Если немцы за что-то берутся, то делают это хорошо. Городская микролитражка VW up!, которая по пути на конвейер лишилась заднего привода и нетрадиционной заднемоторной компоновки, мало того что отлично выглядит и здорово едет, так еще и стоит дешевле конкурентов. При этом покупателям «апа!» предложат обширную программу индивидуализации своей машины, что для бренда со слоганом «Das Auto» («Автомобиль») совсем нетипично.
Наконец, главная премьера минувшего года – невероятно стильный кроссовер Range Rover Evoque, который запустили в серию почти в том же виде, в котором он предстал в качестве концепт-кара в 2008 году. Важно и то, что на выпуск столь необычного автомобиля решилась компания, не обладающая бюджетами европейских или американских автогигантов и вообще принадлежащая гражданину Индии.
«Гламурный горожанин», который по бездорожью ездит лучше, чем LR Freelander, на базе которого он построен, и очереди за которым выстроились еще до его официальной премьеры, достоин премии «Автомобиль года», если бы мы ее вручали. Но титул «Новинка года» RR Evoque от нас точно заслужил.