Планируя путешествие в северную Норвегию зимой, пришлось, как никогда, серьезно озаботиться выбором правильной резины. Те допуски по качеству, которые мы можем позволить себе в наших широтах с мягкой и теплой зимой, сужаются до нуля, и любая ошибка или компромисс может привести к катастрофическим последствиям.
Критерии отбора были просты и понятны. Во-первых, резина должна быть шипованная. Во-вторых, как это ни банально, качественная. В-третьих, она должна быть действительно зимняя и выдерживать морозы до -45 градусов. В результате, были выбраны два мировых бренда, отвечавшие всем требованиям предстоящей экспедиции – Nokian и Maxxis. Ими и были укомплектованы боевые автомобили.
Маршрут пролегал по территории пяти стран: Украины, России, Финляндии, Норвегии и Белоруссии. Предстояло преодолеть 6400 километров зимних дорог во всех ипостасях: сухой и мокрый асфальт, снежная каша, открытый лед, рыхлый и укатанный мокрый и сухой снег, а так же вариации и переходные состояния всего перечисленного.
На Toyota Land Cruiser 100 GX был установлен комплект шипованной резины Nokian Hakkapeliitta SUV 5, предоставленной компанией «Нокиан Шина». Эта резина пользуется заслуженной славой одной из лучших на мировом рынке. Да и кому, как не финнам, быть лидерами в производстве шин для зимы.
Второй автомобиль экспедиции, Toyota Land Cruiser 80, был обут в зимнюю шипованную резину Maxxis MA-SLW от торгового дома «ВЕСТА-маркет». Прежде опыта работы с этой резиной у нас не было, но факт, что компания Maxxis входит в десятку лидеров среди мировых производителей шин, плюс информация от специалистов компании, вселили в нас уверенность в успехе этого продукта.
Кстати, выбрать зимнюю шипованную резину оказалось совсем непросто. Многие компании либо не поставляют ее на украинский рынок, либо делают это в очень ограниченном количестве. Учитывая наш климат, оно и понятно. Но нам предстояла дорога, где асфальт скрыт глубоко под плотным слоем снега и льда.
Во время монтажа колес нас насторожила чрезмерная, на наш взгляд, мягкость боковин шин «Nokian». Они прогибались внутрь даже от легкого нажатия рукой. Но опасения моментально развеяли специалисты шинного центра «Vianor», где мы устанавливали колеса. Кстати, несмотря на наличие шипов, шины отлично балансируются. В мягкости Hakkapeliitta SUV 5V и состоит преимущество этой марки резины. При сильных морозах она еще меньше дубеет.
Maxxis MA-SLW имеют более привычную плотность боковины. Поставляются эти шины нешипованными. Правильно шиповать шину перед началом всякой эксплуатации, поэтому, мы получили свой комплект уже готовым. С балансировкой шин «Maxxis» проблем тоже не возникло. Вывод первый: сказки о небалансируемости шипованной резины придумали те, кто занимается либо некачественными шинами, либо не умеет шиповать.
Асфальт и лед. Температура от 0 до -10.
В первый день, нашим шинам достался чистый асфальт, а нам плотный туман. Мы были удивлены поведением шипованной резины на асфальте. Крылатое выражение «С шипами на асфальте хуже, чем без шипов на льду» не подтвердилось – трехтонные автомобили с легкостью маневрировали и тормозили на сухом асфальте. Никакого увеличенного тормозного пути или шумового дискомфорта не было. Нет, шум, конечно, есть, но стандартной шумоизоляции салона достаточно, чтобы его не слышать.
Когда стемнело, мороз усилился, и мы попали в самое настоящее ледяное царство. Подмосковье было покрыто льдом, словно стеклом. Это было испытание и для нас, и для шин, и для автомобилей. Здесь мы впервые ощутили весь «вкус» шипованной резины. Даже пешком по льду ходить было невозможно, поэтому все передвижения, даже от гостиницы до кафе (а это около 300 метров), осуществлялись на машинах. На открытом льду Nokian вела себя предсказуемо, и рассчитать расстояние скольжения и момент остановки было несложно. А вот Maxxis тормозила на «5 балов». Быстро и четко. Тормозной путь был почти вдвое короче.
Снежная каша. Температура -10.
Утро следующего дня преподнесло нам новые испытания в виде большого количества снега на дорогах. 750 километров от Москвы до Питера мы преодолели за 15 часов. Приходилось объезжать разбитые автомобили, валяющиеся прямо на дороге. Этот день собрал большой урожай аварий. На двадцатом ДТП мы сбились со счета. Два раза перед нами разворачивало легковушки, и только благодаря правильным шинам нам удавалось избежать столкновений и чувствовать себя комфортно.
Уже под Питером мы были свидетелями огромной аварии с участием восьми грузовиков. После увиденного ужаса, все водители снижали скорость до 40 км /ч и возмущались, когда кто-то шел на обгон. Дальнобойщики тоже ехали со скоростью не более 40 км/ч, и ругались в радиостанции, когда их кто-то обгонял: «Если тебя, кАзёл, дома никто не ждет, то нас ждут». Но, невзирая на веские аргументы, мы держали свою сумасшедшую скорость в 70 км/ч. А вечером в гостинице у нас был новый тост: «За шины Nokian и Maxxis».
Сухой снег и асфальт. Температура от -25 до -35.
Дороги изменились, как только мы пересекли границу с Финляндией, родиной Nokian. Чистят, но дорожное полотно все равно покрыто снегом. Основные магистрали очищены до асфальта. Так полстраны мы и пролетели, лишь иногда останавливаясь на АЗС для дозаправки.
После пересечения Северного Полярного круга, ситуация на дорогах снова поменялась. Здесь тоже чистят дороги, но уже только основные, да и то не часто. Утрамбованный снег и бегающие по дорогам северные олени – вот почти исчерпывающее описание качества дороги заполярной части Финляндии.
Непрекращающийся снег, сильный ветер и крепкий мороз создают новые условия для теста наших шин и нервов. От нас требуется постоянная готовность к экстренному торможению, а от шин – способность быстро и ровно затормозить. Тушка сбитого оленя стоит не менее 2000 Евро, а в условиях полярной ночи шансы купить оленя слишком велики. Но, то ли судьба нас оберегала, то ли олени были сонными – резко тормозить пришлось, разве что для фотосессии.
Все обочины дорог занесены снегом, так что несколько раз приходилось заезжать в снег. И здесь никаких проблем не было – легко заехали, и так же легко выехали обратно на дорогу. Только однажды в одном из автомобилей, из-за забившегося снега, отказали тормоза. Но тормоза нас в данный момент не интересуют.
По пути мы постоянно следили за температурой. Теперь можем смело сказать, что при 35 градусах мороза шины остаются мягкими и эластичными, и не теряют своих свойств. Чего не скажешь про другие части и детали автомобилей.
Кстати, в Финляндии почти все ездят на шинах Nokian. Что и не удивительно.
Влажность и много, много снега и льда. Температура -15.
Сразу после пересечения границы с Норвегией, мы встретили снегоуборочную машину. Знак хороший, но ошибочный. Убирают снег не для того чтобы его убрать, а для уменьшения его количества на дороге. Так как убирать снег в этих краях – дело бесполезное, через полчаса все опять заносит. Из-за высокой влажности, все дороги покрыты льдом, но мы это заметили только когда вышли из автомобилей. Скользко. Сильный, порывистый ветер на скользкой дороге, казалось, должен сносить автомобили с курса, но, к нашему удивлению, шины цеплялись за дорогу каждым шипом.
Путь на Нордкап, конечную цель нашей экспедиции, лежит через горы. Горы невысокие, но коварные. О такой дороге говорят – «стекло». Полностью покрытая льдом и припорошенная снегом, дорога красиво сверкала под редкими лучами полярного, никогда не восходящего солнца. Резкие повороты, кажется, вот-вот автомобиль начнет сносить, а тут еще снежный буран налетает, да так, что за 10 метров впереди уже ничего не видно.
А сбоку… снежная пыль, но мы-то знаем – там обрыв. И только шесты, расставленные по краям дороги, помогают не останавливаться, а искать взглядом следующие ориентиры и продолжать движение. Кстати, эти шесты-ограничители расставлены каждые 20 метров, но иногда и этого недостаточно… Мы уверенно ехали вперед и никакой ветер не мог нас остановить. Ни ветер, ни служащий на пропускном пункте, который, осмотрев наши автомобили оценивающим взглядом и обратив особое внимание на наши шины, одобряюще махнул, позволяя двигаться дальше в горы. При этом стоять на дороге почти невозможно, и это как раз тот случай, когда ехать легче, чем идти.
Заключение.
Шины обоих производителей отличаются безупречным сцеплением, точностью управления и комфортом езды. Шины имеют прочную конструкцию и адаптируются к любым зимним условиям, будь то проливной дождь, сильный мороз, обильный снег или сухой асфальт.
Nokian Hakkapeliitta SUV 5 идеальны на укатанном снегу, заснеженном асфальте и прекрасно чувствуют себя на сухом асфальте.
Maxxis MA-SLW прекрасно справляются с открытым льдом и снежной кашей, что чаще встречается на наших дорогах в зимний период.
При осмотре шин по возвращении, не было выявлено ни одного выпавшего шипа, а на протекторе шин нет следов износа. За 6400 км дорог в самых разных погодных условиях не было ни одного прокола колеса или неконтролируемого скольжения. С уверенностью можем заявить, что шины оправдывают свое прямое назначение. И если судьба снова занесет нас в суровые северные края – то, во что будут обуты наши автомобили, уже не обсуждается.
Совет.
Если вы хотите, чтобы ваше путешествие было приятной прогулкой, а не тяжелым испытанием, оправляясь путешествовать на автомобиле зимой, надевайте шипованные шины. Особенно, если направляетесь на север.
Справка.
Эффективная шина Maxxis MA-SLW Presa Spike LT предназначена для небольших грузовых и легковых авто, эксплуатирующихся при температурах до -40°С. Шины имеют превосходные рабочие характеристики в сложных погодных условиях – на снегу, льду, слякоти, грязи и на мокрой дороге. Новая термоэластичная резиновая композиция с кремнийсодержащим составом SILICA обеспечивает шине Maxxis MA-SLW и при низких температурах максимальное сцепление и высокую безопасность езды.
Nokian Hakkapeliitta SUV 5 разработана специально для городских внедорожников. В ней использованы инновационные решения: «медвежий коготь», четырехгранный шип плюс, четырехслойный протектор quattrotread. Особое внимание уделено сцеплению и управляемости в сложных ситуациях. Резиновая смесь Nokian Hakkapeliitta SUV 5 разработана специально для зимнего использования на внедорожниках. Одно из важных составляющих смеси – рапсовое масло – улучшает сцепление на льду и усиливает прочность шины; к примеру, шина хорошо выдерживает удары об острые камни.