Экипаж состоял из трех человек (да-да, крымский одессит Саша сидел в багажнике на том самом специально прикрученном для него кресле). «Роки» явно присел на задний мост, перегруз был ужасающий: 20 литров топлива, 30 литров воды, 3 человека, вещи… Все друзья-джиперы, когда узнавали, куда и на чем мы едем, сначала крутили пальцем у виска, а потом предлагали помощь, за что им огромное спасибо.
Как бы там ни было, в приподнятом настроении, в 06:03 утра 30-го апреля 2009 года мы выехали из Симферополя в направлении Мелитополя, где нам предстояло встретиться с нашими коллегами по экспедиции из Одессы.
День первый
Граница и первый лагерь
А вот и долгожданная встреча. Из машин высыпает множество людей, почти все – новые для нас лица. Здороваемся и снова быстро рассаживаемся по машинам: на границе будет время познакомиться поближе.
На пропускном пункте Роман (Роман Замотайлов) скрывается в недрах таможни, дабы ускорить процедуру пересечения границы с Россией. Правда, получилось у него не совсем так, как ему хотелось. Только в половине первого ночи по российскому времени мы пересекли границу и въехали в Ростовскую область. Начали искать место для ночлега, то и дело натыкаясь на сады, в которых останавливаться не хотелось. Наконец, уперлись в какой-то кемпинг с шумной дискотекой и толпой пьяных подростков. Администрация заверила, что музыку скоро выключат и все разойдутся.
Пока мы располагались на полянке, музыка, и вправду, замолкла, а подростки исчезли. Мы уселись за столом с «телевизором». Так мы назвали чудесное приспособление, которое в огне не горит, в воде не тонет и при этом вмещает в себя 6 литров известно какой жидкости. Вид у «телевизора» очень серьезный, потому что сам он военного происхождения. Почему называется «телевизор», я до сих пор не знаю. Перезнакомившись окончательно и поужинав, легли отдыхать.
День второй
Территория России
Первомай шагает по планете (сегодня 1 мая). Проезжаем Таганрог и Ростов-на-Дону. Запомнилось почему-то метро в Ростове-на-Дону. Нашу группу догнал красивый лакированный «паджерик» с семейной парой на борту, экспедиция пополнилась двумя участниками. Проехали Сальск. Потихоньку входим в ритм, начинаем двигаться быстрее. За Сальском находим уютный лесок для ночлега. Потом суета по устройству лагеря, борщ, картошка, «телевизор». Так мы отпраздновали Первомай.
День третий
Астрахань и граница с Казахстаном
На въезде в Астрахань начинается очередной затяжной диалог с гаишниками по поводу тонировки. Заканчивается без последствий для обеих сторон, лишь жаль потраченного бесполезно времени. Не удается поменять деньги. Обменников не видно, а банки уже закрыты. Наличных хватило заплатить за полные емкости топлива, минералку и паром через реку.
Граница. С российской стороны проходим без задержек. Потом начинается нейтральная зона, протяженностью около 9 км, с населенным пунктом Кошельково. До сих пор не могу взять в толк, гражданами какой страны являются кошельковцы.
У казахов все поставлено, на первый взгляд, серьезно. Пассажиры проходят тщательный контроль и досмотр отдельно, водители с машинами - отдельно. В итоге – неразбериха полная. При оформлении документов зафиксировано несколько попыток обмана, неясно с какой целью. Понимаем, что ухо надо держать востро. Тут же, на границе, купили тенге (так называется местная валюта). Кстати, курс, как выяснилось впоследствии, был вполне божеский. Отъехав от границы километров десять, свернули к какому-то пруду, там и заночевали. Еда, «телевизор». Пять утра по местному времени.
День четвертый
Атырау
Въезжаем в Атырау (бывший Гурьев). Честно говоря, я был просто поражен. Из каменистой пустыни с верблюдами попадаешь в город с ровным асфальтом, чистыми тротуарами, новыми светофорами и указателями на каждом перекрестке. И еще огромный супермаркет, в котором мы тут же запаслись водой и «Карагандинским» пивом. Поэтому город мне очень понравился.
На выезде из Атыртау встретили машины из команды «КАМАЗ-мастер», они ехали «ставить» ралли «Шелковый путь». Всего было два КАМАЗА (боевая и техничка) и с десяток Mitsubishi L200 (выглядели как тараканы вокруг двух слонов). Очень любопытно было посмотреть на такую технику вживую, это вам не фотография, впечатляет.
После этого неприятного инцидента долго ехать не стали, свернули в степь. В свое удовольствие попили «Карагандинского» с вкусной рыбой. На этот раз «телевизор» допили, и он опустел (правда, потом мы его снова заправили). За столом завязалась дружеская беседа, и прошло, наконец, ощущение, что ты в чужой компании. Время – половина второго ночи, подъем в шесть, поэтому расходимся по машинам и палаткам с пожеланиями спокойной ночи.
День пятый.
Кульсары-Бейнеу-Устюрт
Первый раз за все время собрались утром не более чем за два с половиной часа, это пока рекорд! Утром заметил интересную вещь. Линия горизонта, куда ни повернись, абсолютно ровная, а поверхность, уходящая к горизонту – плоская. Все в комплексе создает материальное ощущение выпуклости поверхности земли.
В Кульсарах обедаем и едем в миграционную полицию. Там не оказалось на месте какой-то тети (должностного лица) и мы решаем оформлять бумаги в Бейнеу — последнем крупном населенном пункте перед выездом на плато Устюрт. Прикупили спирта, чтобы оттереть клей, оставшийся после обдирания пленки на стеклах. Из-за налипшей на остатки клея пыли стекла, особенно с электроприводом, перестали открываться.
От окраин Кульсаров в сторону Бейнеу пошла грунтовка, на которой кое-где просматриваются остатки шоссе. Зато параллельно накатано множество довольно ровных дорожек по степи. После пройденных двух с небольшим тысяч по асфальту, грунтовочка пришлась нам по душе, поэтому носимся по этим бесчисленным дорожкам, оставляя после себя высокие шлейфы пыли. Однако километров через 30-40 – я не поверил своим глазам – неожиданно прямо посреди степи начался асфальт, причем не просто асфальт, а зеркально ровный прекрасный автобан, на котором мы тут же набрали свои крейсерские 95км/час.
Вот и Бейнеу. Глубинка Казахстана. Народ очень приветлив, почти каждый прохожий машет нам рукой. Одежда у всех национальная, соответствующая. По-русски говорят почти все, но не между собой, естественно. Быстро нашли миграционную полицию, где оформили необходимые документы. Участники экспедиции посетили местный рынок, затарившись, в основном, пивом, минералкой и хлебом, поскольку основные запасы еды везли с собой из дому. Поехали заправляться. Влад подгоняет машину к колонке, а я иду к домику с тетей-заправщицей в окошке. Дальше происходит такой диалог:
– А сколько, примерно?
– Ну, литров 50. А пистолет отстреливает?
– Нажимай кнопку.
– Пистолет отстреливает?
– Нажимай кнопку.
Ладно, думаю, и показываю Владу жестом, чтобы нажал на кнопку. Через некоторое время слышу, как Влад чертыхается, оборачиваюсь и вижу, что он пытается «укротить» заправочный пистолет, из которого во все стороны хлещет солярка. Тетя в окошке это тоже видит, не торопясь выключает колонку и, мило улыбаясь, рассчитывается со мной. Потом до нас дошло, почему вокруг этой колонки все было засыпано пропитанным соляркой песком.
Кажется, все сделано и готово – документы, топливо, вода, продукты. Группа собирается на выезде из Бейнеу. Фотографируемся на память. С флагами, без флагов, на этот, этот, тот и еще этот фотоаппараты. Наконец, нафотографировавшись вдоволь, трогаемся в путь. Сразу за городом на выезде стоит шлагбаум, который мы окрестили как «шлагбаум за границу географии».
Тут уже асфальтированных дорог ждать не приходится, едем по грунту, все время пытаясь вынырнуть из густых клубов пыли от впереди идущей машины. То закрываешь, то открываешь окна, все время перестраиваешься из колеи в колею, чтоб сделать хоть глоток чистого воздуха.
Отъехали уже километров 25, а в зеркалах заднего вида по-прежнему мерцают огоньки Бейнеу. Все правильно: плоская степь, видно далеко. Проезжаем еще около 50 км и останавливаемся на ночлег. По дороге подбираем обломки саксаула. Саксаул нам понравился. Над землей кустик, высотой от 30 см до полутора метров. Но чем глубже его раскапываешь, тем толще становиться корень. И жара от него, как от дубовых дров. Положили каждому по паре поленцев на верхний багажник и забыли о дровах дня на три.
В памяти отложилось, что, как и накануне, вечер заканчивается пивом, рыбой и какой-то вкусной едой. Событий много, спим мало, поэтому обходимся без подробностей. Завтра выходим на просторы плато Устюрт.
День шестой
Зимники и чинки. Сварка при помощи аккумуляторов
Поехали дальше, и тут из-под колес поднялась настоящая пыль. Такого я еще не видел. Пыль иногда была настолько плотной, что видимость составляла не более нескольких метров. Спасал только ветер, если он дул сбоку, и несчетное количество параллельных дорог. Скорость движения колеблется от 20 до 60-70 км/час.
Приехали в первый кишлак. Это зимник, состоящий из нескольких домов, с магазином. Рядом пара загонов с овцами. В магазине купили сигарет «Казахстан» на память. В том же магазине, на полке, одиноко стояли одна бутылка пива и одна бутылка шампанского, которые мы покупать не стали.
Зимники, в виде одного-пяти домиков, разбросаны по всему плато. От зимника к зимнику, как мне показалось, можно пройти пешком за день. Видимо предполагается, что можно путешествовать по плато, ночуя не в степи, а в зимниках. Хотя это всего лишь мое предположение. Попадается немало всякой живности, но больше всего лошадей, верблюдов и овец. Суслики, тушканчики и черепахи на каждом шагу.
На подъездах к северному краю солончака Сар-Сам пошли сочные зеленые кусты высотой до полуметра. Под конец дня выехали на западный чинк, так называют огромный, метров 350 обрыв, плато Устюрт. Но «обрыв», пожалуй, громко сказано, так как в этом месте мы спустились по нему на машинах. Под этим чинком решили заночевать.
При осмотре машин выяснилось, что на одесском «Роки» оборвало кронштейн раздаточной коробки, которая повисла на трех подушках, вместо четырех положенных. Недолго думая, сняли с машин три аккумулятора, соединили их проводами «прикуривателей», электрод – в плоскогубцы, заварили, да еще и усилили болтом. Болгарку включили через инвертор, зачистили шов. Через час «Роки» был снова в строю. Заодно подварили сиденье на «Терране» Артура. Раньше я про такое только читал.
День седьмой
Почти у моря
Дальше – снова пыльные дороги в огромном множестве. Пару раз пытались найти запланированные достопримечательности, но ничего так и не нашли. Степь, зимники и кладбища, вот все, что нам удалось увидеть.
Заехали в настоящие пески. Я всегда так представлял себе пустыню. Желтые барханы, изредка торчат кусты саксаула, ветром метет песок так, что видимость не более 30 метров. И вдруг посреди этой пустыни натыкаемся на землянку. Она наполовину утоплена в песок, внутри пусто, но на ровном полу стоит …трехколесный велосипед. Рядом с землянкой — колодец, до воды каких-нибудь пару метров.
Дороги то хуже, то лучше, но трясет все время. Все покрывается пылью, ресницы бархатные от пыли, на теле можно писать пальцем, потому кожа покрыта ровным слоем мельчайшей пыли. Все в пыли. Начинает глючить фото- и видеотехника, наверное, тоже от пыли. Стараемся ехать как можно быстрее, так как возникли опасения, что не успеем осмотреть брошенные корабли на сухом дне Аральского моря, ведь для многих из нас именно это и есть цель экспедиции.
Выехали на казахскую погранзаставу. До Узбекистана меньше 10 километров по прямой по степи. Солдаты приветливые, разрешили набрать воды, поговорили и отпустили с миром. Едем вдоль границы к береговой линии Аральского моря. По дороге видели вышку, на которой сидело пугало (действительно пугало, а не человек) с автоматом. Когда до условного берега моря оставалось меньше километра, путь нам преградил газопровод. Этакая насыпь, высотой около метра, для джипа вполне преодолимая. Пока мы думали, ехать вдоль или поперек, прикатил военный «Урал» с очередным отрядом пограничников в кузове. Эти были с автоматами и вели себя не так дружелюбно, как предыдущие. Попросили нас следовать за ними на заставу. Там проверили документы и проводили до берега.
Казалось бы, вот оно море, цель поездки. Однако сверху (с чинка, где мы находились) было хорошо видно, что до воды отсюда еще несколько километров. В общем, поехали мы вдоль берега искать некий пионерский лагерь, поскольку на чинке сильно дуло и ночевать на ветру не хотелось. К пионерлагерю надо было ехать, потому, что по карте там был единственный в этих местах спуск с чинка. Пограничники стращали, что к лагерю идет очень плохая дорога, и ночью не стоит туда соваться. В нашем экспедиционном корпусе возник спор, так как ехать нужно было еще километров 10, а спать хотелось уже сейчас. Решили ехать. В итоге и дорога оказалась неплохой, и внизу было безветренно, и стоянка наша вполне удалась
На завтра планируем поездку к побережью, потом – в Бозой, там питьевая вода, топливо, и возможно, баня.
День восьмой
Море, пионерлагерь и Бозой
Неспешно проснулись под легким дождиком. За вчерашний день все изрядно подустали.
Грунт под колесами все податливее. Наконец машина одесситов начинает беспомощно крутить 35-ми катками на месте. Солончак в лучшем виде: сверху хрустящая белая корочка, под ней - черная жирная грязь, еще ниже – ракушки вперемешку с морской водой. Доставали мы его часа два. Натаскались сэнд-траков «по-самое-не-хочу», а до собственно моря так и не дотянули.
Вернулись обратно, к группе. Решили двинуть к воде пешком. Шли минут 15-20, и, наконец, пришли. Чем ближе к воде, тем мягче почва, а метров за 10 до воды становится слишком мягко даже для пешехода. Некоторые начали подключать «передок», в смысле, руки, становясь на четвереньки. Некоторым удалось «искупаться». Отмывались все потом долго. Я наблюдал некоторое время за этим действом, а когда понял, что начинаю погружаться, просто встал на колени. Штаны ниже колен подмокли. Потом их можно было одевать вместо футбольных щитков. Все, что было мокрое, просохнув, встало таким колом, что невозможно было сломать.
После этого заскочили в пионерлагерь, мимо которого вчера проехали в темноте. Все украшено мелкой мозаикой. Стоит стеклопластиковый катамаран (до моря несколько километров!). Выложена мозаикой загадочная надпись: 1+2=E=mc2. Ощущения от увиденного более чем странные. Все развалено. Детский лагерь у моря, в котором нет ни детей, ни моря. Тут же встречаем первый кораблик в степи. Фотографируем завалившийся набок маленький катерок, и скорее вперед, в Бозой. Это «большой кишлак», там есть магазин, связь, вода и топливо.
До Бозоя доехали довольно быстро. Остановились возле магазина, и пока народ делал покупки, Артур познакомился с местным жителем по имени Алмат, который во всем нам пытался помочь. Некоторыми его услугами мы с удовольствием воспользовались, например, посетили баньку.
Потом была АЗС, достойная отдельного описания. Пара железных бочек с надписью «огнеопасно», куча пластиковых канистр с бензином в подвале и ручной насос для перекачки топлива. Честно говоря, жутковато было смотреть, как солярку из этих ржавых бочек льют в баки «Наварры» и «Паджеро». Но делать нечего, заправились и поехали кто куда. Артур с экипажем – к новому товарищу по имени Алмат, приваривать отвалившийся накануне амортизатор. Остальные – устраивать лагерь и готовить барашка, купленного все у того же Алмата. Ближе к ночи пошел дождь с порывистым ветром, и началась настоящая буря. Нас спасла «кухня» Влада, представлявшая из себя палатку, в которой поместились все участники ужина, вместе со столами. Барашек под дождем показался нам чрезвычайно вкусным. Такой баранины я не ел никогда в своей жизни. После бури приехал Артур с Алматом и несколькими местными. Гости привезли нашим дамам подарки, спиртного не пили, но плова попробовали. Очень приятный в общении, дружелюбный народ. Я, не дождавшись окончания банкета, ушел спать, поэтому, что там было дальше, не знаю.
День девятый
Большие корабли. Акбасты
Легкий обед на капотах машин и консилиум по поводу дальнейшего пути. Вариант первый: ехать около 450 км по степи назад, в Кульсары, оттуда по своим следам домой; вариант второй: 150 км до Аральска, там смотрим «порт без моря», и большим крюком (около 600 км) по асфальту домой. Поскольку степь многим поднадоела (не только людям, но и машинам, которые давали об этом знать стонами сломанных рессор, оторванными багажниками и прочим), ехать решили на Аральск.
По пути наши планы корректируются, и мы решаем заехать на полуостров в деревню Акбасты, посмотреть на термальные источники. Источники оказались просто трубой, из которой льется теплая соленая вода. Местные в ней зачем-то моют большие пластиковые бочки.
Тут выяснилось, что полуостров давно превратился в перешеек, и мы можем спокойно проехать его насквозь, чтобы не ездить по своим следами 50 км. Это очень всех обрадовало, и мы бодро двинули дальше в поисках ночлега. Начали отъезжать в сторону моря, почва под ногами становилась все жиже и жиже, воды прибавлялось все больше и больше. Вот уже и «хабы» пришлось подключать. Местами дорога представляла собой широкий ручей глубиной сантиметров 30-40. Получили мы, одним словом, покатуху на халяву, километров этак в 20 длиной. Вернулись к столбовой дороге и заночевали возле нее же. Все равно было уже поздно, а завтра вставать очень рано.