16 Мая 2013 10:05Автор: Осадчук Василий  /  Просмотры: 5930

Экспедиция в КАЗАХСТАН. Часть 1

Вступление

Заурядный отчёт (что то типа в этот день проехали столько то и увидели то-то, а заодно и знатно нажрались) писать особо не хочется - банально. 

Больше есть желание поделится полученным опытом для тех, кто решит туда ехать.

Поэтому отчёт будет в виде разделов "Про ...":
часть1
- Про подготовку
- Про маршрут
- Про границы
- Про дороги
- Про особенности экспедиций в Казахстане
часть 2
- Про интересные места (что стоит посмотреть)
- Про неинтересные места (на что не стоит тратить время)
часть 3
- Про зверьё и местные деликатесы
- Про всякую интересную всячину
- Про то, что забыл рассказать (бонустрек)

Итак, поехали...
Кстати, если нажать F11 - смотреть картинки будет лучше ;)

Про подготовку



Стартовые условия это полностью исправная машина с только что проведенным ТО.
Обязательно иметь GPS-навигатор с картой Казахстана (я бы поставил такие приоритеты - гармин, спутник, озик) - бумажные карты точно не помощник.
Ехать лучше в 2-3 машины, не более (одной тоже можно, но нужно иметь предыдущий опыт внедорожных автономок - с Казахстана начинать точно не стоит).
С собой иметь минимум 2 канистры для топлива по 20л (лучше 3-4) на машину и бак для воды на 20-30л минимум (5 литровые баклажки крайне не удобны).
Не помешает запас нормальной и привычной для вас еды, т.к. магазины особо не радуют.
Запас денег иметь в 1,5 раза больше запланированных трат (карточки + наличка).
Неплохо бы оборудовать спальник в машине (что то типа такого) или палатку на крыше - обычная палатка это не только возня вечером, но и вероятность заползания змей и пауков в гости (в мае у них особая активность).

Что следует обязательно взять в ЗИП, чтобы быть готовым к форс-мажору:
- амортизатор передний и задний (хотя бы по 1шт.);
- подшипники ступичные, комплект на обе стороны;
- шкворневые подшипники или шаровые опоры, комплект на обе стороны;
- рулевые наконечники или рулевая тяга в сборе;
- сайлент-блоки подвески и тяги панара;
- запасные воздушный и топливный фильтры;
- не помешают стартер и генератор, если вы в состоянии их заменить;
- запасные ремни, реле заярдки, тестер, предохранители, провода, сервис-мануал к машине и всякие специфичные запчасти, о которых вы сами знаете.

Специфика казахских дорог такова, что больше всего нагружается подвеска и она же первой начинается сыпаться. Причём очень быстро и фатально, если за ней не следить и не проверять каждый вечер.
Высокая жара и постоянные вибрации также не добавляют жизни электрике.


Кстати, совсем не обязательно ехать на заряженном экспедиционнике на 33-35й резине.
И точно не стоит ехать на заряженной по полной трофийной котлете на богерах\симексах - там стихия ралли.
На легковой машине ехать категорически не советую, даже полноприводной.

Стокового джипа (или даже паркетника с клиренсом от 20см) вполне хватит - главное включать голову. 


Про маршрут

Маршрут стройте из расчёта 800-900км в день асфальта и 200-250км в день грунтовок.
Это будет высокий темп, т.к. много времени съедают остановки. Обязательно заложите 1 день отдыха на середине маршрута. Будьте реалистами - объять необъятное невозможно.
Если собираетесь в заповедники, заранее узнайте график работы выдающих разрешение органов.
Старайтесь избегать движения в погранзоне (30км от границы) без разрешений - есть реальные случаи получения туристами 7 лет заключения за якобы нелегальные пересечения границы.

Что именно Вам стоит смотреть - определяйте исходя из личных предпочтений и интересов.

Если особо не заморачиваться - тогда можно повторить чей то маршрут, треки в инете уже можно найти.
Полезный материал для планирования маршрута (низкий поклон человеку, который это написал) - РОАДБУК

Теперь пару слов про наш маршрут:
1) общий вид

2) план поездки - ПЛАН (pdf)
3) плановый трек - ТОЧКИ (kml)
4) полезные карты - ГЕНШТАБ 200м, ГАРМИН с грунтовками

Даю универсальный хинт для планирования любого маршрута:
Заходим в Панорамио и смотрим большие скопления фоток - там и будут основные места сразу с координатами. Хочется неизведанного - открываем космоснимки в Гугльмапс и смотрим изломы рельефа - ущелья, крупные объекты и характер почвы детектируются на раз. Ну и помним про Геокэшинг, на котором масса интересных точек.


Про границы



Особых проблем проезд границ не вызывает.


Лучшее время проезда границ это ночь или промежутки в районе 10-11, 15-16 когда спадает основной поток. Впрочем тут как повезёт.
С собой надо иметь загранпаспорт, техпаспорт на авто и гринкарту (работает только в России).
ВНИМАНИЕ! В Казахстане сразу за воротами погран.перехода надо оформить страховку отдельно! Казахстан с гринкартой не дружит, а чуть дальше погран.перехода обычно стоит пост ГАИ и проверяет документы.

Стандартная процедура всех погран.переходов:
1) на въезде стоит КП с шлагбаумом: здесь проверяются паспорта+техпаспорт и выдаётся пропуск для заезда на территорию погран.перехода.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОТЕРЯЙТЕ ПРОПУСК - ЕГО ПОТОМ НАДО ОТДАТЬ НА ВЫЕЗДЕ!
2) проезжаете внутрь на паспортный контроль, отдельная кабинка
Если вы въезжаете в страну, то заполняете 2 бланка - временный ввоз транспортного средства и миграционную карту - с ними в окошко и вам возвращают паспорт с штемпелем о въезде + проштампованные 2 бланка, которые вы заполнили.
Если выезжаете из страны - тогда сдаёте эти 2 бланка и ничего не заполняете.
На Украинских погранпереходах украинцам ничего заполнять не нужно.
3) далее следует досмотр авто на предмет запрещённых грузов
ВНИМАНИЕ! Могут приколупаться к рации - поэтому рекомендую иметь с собой инструкцию к рации, в которой указаны рабочие частоты разрешённые для использования гражданскими.
4) если всё ок - двигаете на выезд, там сдаёте пропуск полученный на въезде и предъявляете паспорта с штампом. Шлагбаум открывается и вот вы уже в новой стране.


Про дороги

Всего было пройдено около 8500км.
Старайтесь максимально соблюдать ПДД - так ехать получается быстрее - экономия времени на разборки.
ВАЖНО! В России обгон под запрещающий знак это лишение прав или 150 баксов штраф!
Казахстан - любимый знак местных поклонников жезла это СТОП и конские размеры штрафов.
Практикуйте превышение разрешённой скорости не более чем на 10км.

Теперь про сами дороги...

УКРАИНА

Туда мы ехали маршрутом Полтава-Днепр-Донецк-Луганск.
Тут рассказывать особо нечего, какие у нас дороги все мы знаем.
Возможно есть смысл ехать через Харьков, т.к. участок Полтава-Днепр оказался полная задница.

Однако есть и примечательные стороны у маршрута через "нижний проход"...
Радикально зелёный цвет асфальта (такого больше нигде в мире нет)!
Банальные терриконы вдоль дорог

Вона працює! Ещё попадаются рабочие шахты.
Улыбочку, сейчас вылетит птичка!

Домой мы возвращались по московско-черниговской трассе из Курска.
Качество дороги отличное - рекомендации лучших собаководов.
Да, не забудьте купить сальца в дорогу на Полтавщине - там оно бест! Норма пайка 4кг на 2 недели.


РОССИЯ


Направление Луганск-Астрахань (дорога туда) порадовало хорошим качеством дорог, абсолютно чистыми обочинами, и некоторыми удивительными вещами...
На квадре в Казахстан - как два пальца об асфальт, главное не спать!
Простое решение замусоренных обочин. Кормушка со знаком каждые 3-5 км по трассе. Реально чисто вдоль обочин.
Фотографирование мостов ЗАПРЕЩЕНО! Стратегические объекты! Чуть не загремели в ментовку...
Знаков "Главная дорога" у них тут, как гуталина на гуталиновой фабрике.
Зачем ехать на Арал, если ещё до Астрахани можно увидеть корабли среди степи?
Попадаются кораблики даже из бетона!
Главное добраться до Астрахани, там уже всё по настоящему - паромные переправы

Если река разливается, под рукой всегда есть запасной пантон.
Удивляют километровые плёночные теплицы на грунте (белая полоса на фоне заката)
Одним словом направление Луганск-Астрахань полная солянка...

Назад по России мы возвращались через Саратов-Воронеж-Курск.
По этой дороге ничего интересного не задетектированно. Хотя справедливости ради надо отметить, что дорога более быстрая и качественная, за исключением Саратовской губернии.


КАЗАХСТАН


Ну вот мы и подобрались к самому интересному
Встречайте - восточный пафос на въезде...
И азиатские реалии через пару десятков км после заезда в страну
Стандартная второстепенная дорога уходящая с перекрёстка
Это мы добрались до межобластной дороги Атырау-Актау. Качество древнего асфальта таково, что дорога идёт рядом по степи. Причём, чем дальше от асфальта - тем лучше дорога. Местами можно спокойно идти 60-70км/ч в 1-2 км от "трассы".
А этой дороги нет даже на карте - всего 1 колея. В Казахстане есть правило - чем меньше колей идёт в одном направлении, тем менее значимая дорога и направление. Зато здесь всегда можно встреть стада лошадей или верблюдов.
Впрочем и на основных магистралях зверья на обочине полно.
И даже в консервированном виде.
Если всё же уехать с главных дорог - встречаются города-призраки, наследие СССР.
Достаточно часто приходится иметь дело с колеями от камазов-уралов.
Хотя вообще то классическая казахская дорога днём выглядит вот так
А вечером казахская дорога даже ласкает взглядом за горизонт

Нет, вы не подумайте, есть в Казахстане и хорошие качественные дороги...
Например дорога Аральск-Уральск, кудой мы возвращались, не менее качественна, чем бориспольская стрела.

Если вы захотите ехать сразу на Арал, то лучший путь: Киев-Воронеж-Курск-Саратов-Уральск-Аральск.
Почти везде автобан. Мы за 2 дня прошли 2800км на одном дыхании.


Про особенности экспедиций в Казахстане


Вода

С водой реально проблемы!

Рекомендую иметь с собой запас 20л чистой воды для готовки еды. Для питья удобнее покупать в 1,5л бутылках на заправках или в магазинах. Газировки много не пить! На некоторых заправках можно также набрать воду, но она обычно жёлтого цвета и по ощущениям техническая, хотя казахи говорят, что пить можно. Чтобы не бегать в кусты (которых кстати нет до горизонта) пить такую воду я не рекомендую. Ещё на картах часто попадаются источники воды - обычно она с запахом и пьют её только животные - казахам, которые жили рядом, воду привозили машиной в цистерне.
Тем не менее, такие источники хорошо использовать для купания. Соблюдайте личную гигиену!

Топливо 

С топливом проблем нет!

Качество нормальное, если заливаться на сетевых заправках - Казмунайгаз, Гелиос, Синнойл. Карточки принимают не на каждой заправке.
Цена солярки 0,7$ за литр (в России - 1$, в Украине -1,2). По бензину соотношение аналогичное. Учитывайте это при заправках на маршруте, если хотите сэкономить. 
ВНИМАНИЕ! Через границу топливо в канистрах перевозить нельзя - могут заставить переливать в бак.

Обязательно с собой иметь 2-3 канистры на 20л. Мы два раза приезжали на лампочке на заправку опустошив полный бак и ещё 2 канистры по маршруту. Бывали перегоны по 300-400км степей без признаков жизни.
Одним словом, сливать солярку с тепловозов не понадобится.
Пыль

Пыль это не проблема, пыль это стихийное бедствие!
И так 14 дней подряд

Остановил машину - не выходи и дождись пока пыль сядет.
Едешь в колоне - держи дистанцию 100+ метров.
Разъезжаешься с встречкой - задраивай люки.
Всегда смотри за направлением ветра и сдувом пыли.
Проверяй воздушный фильтр раз в 2-3 дня, при необходимости выбивай или меняй на новый.
Салонный фильтр перед выездом неплохо бы поменять.
Постоянное движение на кондишене не всегда возможно - греется двигло + лишнее топливо, когда нужно дотянуть до цивилизации.
Попал в облако пыли - притормаживай, пока не появится видимость.
Резко не тормози, чтобы не влетели в тебя сзади, не забывайте про дистанцию.
Однако и для пыли можно найти применение :)
Климат 

Солнце выжигает всё!

Берите самый сильный крем от загара и натирайтесь каждый день.
Шапка, с.очки и платок на шею очень рекомендуется. Одевайте что то с длинными рукавами и брюки, иначе рискуете получить реальные ожоги. Обгоревшие пальцы на руках, помидорные шеи,лопнувшая кожа на ногах - это реальность у некоторых участников нашей экспедиции. Обгораешь даже через лобовое стекло.
Вторая засада это ветер - простыть нефиг делать, продувает насквозь, особенно если разогретый сразу из машины. Метода такая - вышел из машины, накинул ветровку.
Температура воздуха в мае 24-32 градуса днём в тени. Ночью 12-18. 

Следите за температурой двигателя - можно влёгкую зажарить. 
Обзяательно продуйте радиатор перед выездом.
Впрочем, если причалить на Каспийском море, не всё так плохо ;)
Дороги и направления 

Самое важное - давление в колёсах на грунтовки, ставьте 1,5...1,7АТМ.
Ещё более важное - проверяйте состояние подвески каждый день - проще устранить люфт, чем потом менять разбитый в хлам узел!

Если асфальт разбитый - грунтовка сбоку дороги всегда лучше.
Чем дальше от дороги тем лучше грунтовки - менее разбиты.
Скорость движения - держите на 20-30% меньше возможной. Убить подвеску как два пальца об асфальт.
Любое изменение рельефа - признак для сбрасывания скорости.
Вдали от цивилизаций двигайся по азимуту (направлению) - грунтовки как паутина, навигатор нормально маршрут не строит. Генштабовские дороги обычно убитые или мёртвые - ищи рядом нормальную дорогу с тем же курсом.
Очень много солончаков (высохшие озёра) - не заезжайте в них, провалиться легко, выбраться очень трудно.
Всегда договаривайтесь о конечной точке дня, куда будут ехать потерявшиеся (либо возвращайтесь на последнее место где виделись и упорно ждите).

Рации - обязательно иметь! Покрытие мобильной связью не более 20%.
Зато в городах есть столбы с солнечными панелями!
Режим движения

На маршруте оптимально питаться утром и вечером, днём лёгкий перекус на ходу и чай из термоса. Максимальное использование светового дня, не спите долго по утрам!
Заход солнца стремительный - 15 минут и его нет - ищите лагерь засветло.


Действия в случае проблем

Если машина обездвижена и вы в 50-100км от ближнего нас.пункта выходите к источнику с стадом лошадей или верблюдов - местные их навещают на уазиках или лошадях. Не каждый осилит маршбросок в 100км по степи.
Ну и конечно лучше ехать хотя бы двумя машинами.

В особо тяжёлых случаях ищите у местных правильный эвакуатор.
Местные фичи

Гаишники и большинство населения здороваются за руку - это нормально.
Общение обычно не торопливое - это нормально.
Люди открытые, особенно в степях.
На русском молодёжь до 25 лет почти не говорит.
Если нужно решить какой либо вопрос - ищите старшего, он принимает решение.
Валюту можно поменять только в банках.


Конец 1-й части.
Надеюсь вы для себя найдёте здесь полезные вещи, если решитесь поехать.
А ехать однозначно стоит!!!

Дальше надеюсь будет не так нудно - ждите марсианские картинки и минимум текста.


Продолжение следует...

Текст и фото: Сергей (Янки)

Оригинал: yanky-ua.blogspot.com

Комментарии
Copyright © 2024 Virus Свободы
Дизайн © Art harmony