Мы все привыкли к тому, что большинство официальных представительств автомобильных компаний возглавляют иностранцы. Поэтому нам особо приятно, что один из самых именитых мировых брендов в Украине возглавляет наш соотечественник. Кстати - случай уникальный как для японской компании. Таким человеком является руководитель официального представительства Нисан в Украине Андрей Нестеренко.
- C назначением на должность Генерального директора «Ниссан Украина», считаете ли Вы, что полностью реализовались, или есть еще высоты, которых хочется достичь?
Прежде всего, хочется еще дореализоваться именно в «Ниссан Мотор Украина» потому, что компания молодая, была основана только в 2005 году, и является дочерним предприятием «Ниссан Европа». Мы являемся одной из немногих компаний, принадлежащих производителю. Мы молоды, поэтому у компании есть шанс реализовать тот опыт, те проверенные бизнес-идеи, которые уже работали и продолжают работать у «Ниссан» по всему миру, на развивающемся рынке, которым является Украина. Соответственно, не все процессы у нас еще налажены таким образом, как хотелось бы, то есть компания еще полностью не структурирована так, как должна была быть. Есть еще направления, требующие дальнейшего развития и большего внимания со стороны руководства. И есть еще направления, которые мы будем продолжать развивать. Конечная цель – полное соответствие тем структурам и тем принципам работы, имиджу компании (речь об имидже бренда, который существует в других развитых странах), и развитие дилерской сети, которое, на данный момент, необходимо у нас завершить так, чтобы она покрывала всю территорию Украины. Еще есть, над чем работать, как, например, послепродажное обслуживание автомобилей. Поэтому хочется, прежде всего, реализоваться на украинском рынке, и организовать компанию таким образом, как я ее вижу. По поводу других высот – это возможное развитие внутри бренда «Ниссан», хотя никогда нельзя зарекаться относительно изменения направления деятельности в жизни. Но, тем не менее, было бы интересно, имея украинский опыт, поработать с «Ниссан» в другой стране.
- Вы готовы стать представителем «Ниссан» в другой стране. И если бы такая возможность представилась, как к этому отнесется Ваша семья?
Предложения у меня уже были по переезду в другую страну, и по работе именно с «Ниссан», но пока еще не все реализовано в Украине. Еще я бы сказал, что человеку, который работает в автомобильной отрасли, очень сложно поменять направление деятельности на что-то другое. То есть это та отрасль, которая засасывает, и я с трудом представляю, что мог бы продавать, скажем, стиральные порошки или продукты питания, кетчупы какие-нибудь. В принципе, после автомобилей, довольно сложно представить себя в чем-то другом. И я убедился, что после10 лет опыта работы в автомобильном бизнесе, в другую сторону, вообще, не тянет, абсолютно. Что касается других направлений, то, возможно, появится работа, связанная с администрированием – время покажет.
А по поводу переезда в другую страну – в принципе, многое зависит от страны, потому что есть страны, в которые по тем или иным причинам не хотелось бы переезжать. Как я уже сказал, многое зависит от места назначения, и если страна и работа интересны, то – почему бы и нет? Но, я бы сказал, что через несколько лет, потому что у меня сейчас маленький ребенок.
- Ваша любимая машина из модельного ряда Nissan?
Автомобиль, который мне неравится больше всего, это Nissan X-Trail. Мне кажется, что это, действительно, воплощение идеи «Ниссан», воплощение имиджа бренда. Автомобиль достаточно функциональный, достаточно большой и надежный; автомобиль, который отлично себя ведет на дороге и бездорожье, плюс, оптимальное сочетание цены и качества.
- На какой машине Вы ездите сейчас?
На Nissan Murano. Это автомобиль классом выше, чем Nissan X-Trail.
- Что для Вас автомобиль – средство передвижения или, может быть, воплощение статуса и образа жизни?
Я бы сказал, что в этом вопросе уже заключен ответ. Это и средство передвижения, и воплощение статуса. Я бы, может, и ездил на Nissan X-Trail с большим удовольствием, но положение руководителя компании обязывает к вождению автомобиля более высокого статуса. Политикой компании это предусмотрено, так что именно так обстоит дело с любимыми автомобилями и с автомобилем, на котором я езжу сейчас. В скором будущем – и в нашей стране эта тенденция только началась – автомобиль будет отражать жизненную позицию человека. Сейчас очень популярна «зеленая» тема, тема экологичных автомобилей, и во многих странах люди покупают автомобили, чтобы продемонстрировать свою жизненную позицию. И гибридный автомобиль покупают не потому, что это «круто» и таких – лишь несколько на территории Украины, а потому что человек думает об уменьшении загрязнения окружающей среды.
- Что Вы считаете самым главным в работе для продвижения бренда?
Я считаю, что основное – это последовательность решений, которые принимаются для развития бренда. Это касается всех направлений деятельности – маркетинговой, рекламной, продуктовой политики, ценовой политики. Дистрибьютор должен быть последовательным в своих решениях: бренд должен быть понятен для потребителей, и образ этого бренда должен быть сформирован в головах потребителей. Если этот образ будет четким, и если он будет соответствовать поставленным целям, тогда это будет положительно сказываться на развитии и продвижении бренда. Задача дистрибьютора – донести идеи, которые есть у штаб-квартиры, до всей дилерской сети и до сотрудников. Потому что непосредственно сотрудники дилерских центров взаимодействуют с покупателями, так как это передний фронт и именно через них у потребителя складывается более целостное впечатление о бренде. Поэтому, если мы стараемся развивать люксовый бренд, но покупателю дают грязный автомобиль, если отношение к покупателю в дилерском центре посредственное, то это будут выброшенные идеи, деньги и ресурсы. Поэтому дилерские сети должны быть «адвокатами» бренда. И еще немаловажный аспект – это работа с вами, журналистами. Потому что именно вы являетесь тем звеном, которое наши идеи может донести до широкой аудитории. Нам трудно контактировать с каждым человеком и рассказать ему о тех идеях и принципах, которые мы исповедуем в работе. Но, сотрудничество с вами, через те статьи, которые вы размещаете, мнение, которое вы высказываете, мне кажется, становится все более и более важным для нас. И не случайно «автомобиль года» выбирается журналистами. В выборе участвуют не покупатели, а профессионалы, которые имеют возможность провести тест-драйвы различных автомобилей и сравнить. Поэтому – последовательность, дилерская сеть и журналисты.
- Сейчас, в период, когда люди стали покупать меньше машин, какие маркетинговые ходы Вы предпринимаете, чтобы улучшить продажи?
В настоящий момент, очень важно представлять на рынке именно те автомобили, на которые сейчас есть спрос, те, которые люди хотят покупать именно в данный момент времени. А в данный момент времени это, наверное, смещение в средний ценовой сегмент. Если раньше человек, имея возможность получить кредит, выбирал автомобиль «по максимуму», то есть тот автомобиль, который он хотел, но не мог себе позволить, то в настоящий момент, люди стали более адекватными в оценке своих возможностей, соответственно, необходимо рынку предоставить именно те автомобили, которые пользуются спросом. Это автомобили сегмента С и В, в настоящий момент, таких автомобилей у нас достаточно – это Note, Tiida, Micra, а также внедорожники SUV, представленные автомобилями X-Trail, Qashqai, Qashqai+2, но мы, например, преднамеренно отказались от представления такой модели как GTI. Мы сейчас ведем переговоры с Европой, о том, что некоторые модели, представленные у них и в России (машины премиум-сегмента), не будут представлены у нас. В то же время, некоторые модели, которые не выпускаются в России, будут выпущены в Украине. Рынку нужны модели практичные, надежные, функциональные и модели, которые соответствуют оптимальному сочетанию цена/качество. Хотя мы, естественно, не отказываемся от бренда Infinity, продолжаем его развивать и продавать на украинском рынке.
Следующая цель и задача, которая достаточно остро перед нами стоит, это обеспечить наличие автомобилей, потому что у всех производителей были машины на складах, и все достаточно жестко обожглись и были вынуждены продать автомобили с большими убытками – в минус – по итогам 2009 года. Поэтому сейчас производитель работает очень осторожно: небольшой прокол в логистике поставок, и возможность упущена. Если есть проблемы с реализацией модели, это нужно видеть заранее и подогревать к ней интерес. Нужно быстро принимать решения по продвижению, по рекламе, кроме того, важно также работать в направлении CRM – customer relationship management, который выходит на первый план. Также очень важен хороший информативный веб-сайт. Потому что, когда человек приходит в салон, на вопрос, откуда узнали информацию, люди все чаще отвечают: «Интернет». Они могут, вообще, не помнить, что их подвигло зайти на веб-сайт – это может быть наружная реклама, реклама в журнале, описание тест-драйва, но главное то, что они зашли, прочитали информацию и пришли потом в дилерский центр.
- Чем Вы больше всего любите заниматься в свободное время? Есть ли у Вас какое-то хобби, которое Вы развиваете годами?
У меня нет такого хобби, которым я бы гордился и о котором мог бы рассказывать отдельно. В настоящий момент, это семья, так как у меня маленький ребенок, ему чуть больше года. Поэтому стараюсь много времени проводить с семьей, в частности, на природе.
- Назовите еще три вещи, которые, по Вашему мнению, Вы обязательно должны осуществить за свою жизнь.
Это достаточно философский вопрос, но, наверное, я бы сказал, что это: вырастить и достойно воспитать детей, реализоваться полностью в профессиональном смысле и найти ту третью вещь, которую нужно было бы осуществить. Пока я еще не знаю, какой она должна быть. Я задумался, кстати, об этом прочитав этот вопрос, так как эта цель должна быть серьезной и глобальной.
- Вы – человек, который, наверняка, объездил немало стран. Скажите, где культура и образ жизни впечатлили Вас больше всего, наиболее близки Вам?
Это Франция. Импонирует мне по балансу того, сколько времени люди там тратят на работу, их темп, ритм, а также сочетание с отдыхом, открытость людей. Они в меру глобалисты, в меру националисты. Опять же – достаточно богатая культура, есть исторические корни – люди уважают свой народ, свою историю. Поэтому Франция по духу и по жизненным ценностям наиболее близка. Потому что, если мы возьмем азиатские страны, допустим, ту же Японию или Корею, мы увидим трудоголизм. Для них главное – карьера, у них существует чинопоклонение, жесткая иерархия, и на работе, и во взаимоотношениях. Хотя, в последнее время, стал близко знакомиться с культурой такой страны, как Швейцария: так получилось, что штаб-квартира «Ниссан» находится недалеко от Женевы, и мне нужно посещать ее, как минимум, раз в месяц. Так вот, в Швейцарии достаточно странная ситуация – там царит просто убийственное спокойствие. Они все протестанты, кальвинисты, особенно во франкоязычной части страны. Там вечером кругом тишина, эхо покоя, и все магазины, и – что самое интересное – развлекательные центры тоже закрыты в выходные. Люди стараются на улицах не кричать, разговаривать тихо, и гости из стран СНГ даже включают телевизор, потому что не могут заснуть в такой гнетущей тишине.
- И напоследок, хотелось бы попросить Вас пожелать что-нибудь всем женщинам-автомобилисткам, и не только.
Прежде всего, женщинам я бы хотел пожелать уверенности на дорогах. Я думаю, что стереотип о том, что женщина водит автомобиль хуже мужчины и о том, что она принимает решения медленнее, неверен. Потому что женщины во многих отраслях жизнедеятельности ничем не уступают мужчинам. А стереотип этот, скорее всего, просто пережиток прошлого. Потому что такого нет ни в одной стране Европы, и знак «туфелька» на автомобилях я, тоже, видел только у нас. И я бы пожелал ухода от еще одного стереотипа. Приведу такой пример. Я где-то читал интересное исследование о том, какие автомобили больше предпочитают женщины. Результат был таков: женщины предпочитают большие мощные автомобили с большими двигателями. В то же время, существует расхожее мнение, что женщина, обязательно, должна ездить на Micra. Почему? Совсем нет. Так что, я бы еще пожелал покупать те автомобили, которые нравятся, а не те автомобили, на которые хватает средств. И стиль вождения тогда будет не такой «осторожный», как за рулем маленького автомобиля, а быстрый и уверенный.