КАЗАХСТАН (Часть 1)
Ну вот и подобрались к описанию того, ради чего собственно можно и нужно ехать в КАЗАХСТАН. Не считая конечно местного колорита и дорог, которые был описаны в ЧАСТИ 1. На нашем плановом треке можно найти точки с координатами, про которые дальше будет сказ.
Итак, поехали...
Попробуйте смотреть на фотографии ОДНИМ глазом с небольшого расстояния (30-40см для 15"экрана)! Подождите не менее 5-10 секунд, чтобы зрение перестроилось. Объёмный эффект фото гарантирован.
Про интересные места (что стоит посмотреть)
Сарматское море
Фактически наша экспедиция проходила по дну древнего Сарматского моря, которое раньше соединяло Чёрное, Каспийское, Аральское моря в единую водную систему. При желании вы сможете самостоятельно найти поиском более подробную информацию про трансформацию морей.
Это объясняет ровные как сковородка степи и возникающие горы на горизонте, которые по сути есть берегом старого моря. Когда представляешь себя движущимся под толщей воды и видишь "сушу" высотой 200-300 метров впереди эмоции реально зашкаливают. Эдакий сдвиг восприятия.
По курсу берег! Осторожно, не задави рыбку!
Не менее сильные эмоции испытываешь, когда забираешься наверх и видишь линию берега уходящую вдаль.
Когда то здесь плескались волны и плавала живность на 300 метровой глубине.
Первое место, где почувствовался весь масштаб произошедшего это Актолагай. Фото выше как раз оттуда.
Актолагай (N47°31'53,74" E55°07'37,10")
Заезд возможен через Кульсары или севернее с трасссы Атырау-Актобе (через Мукур). Мы протопали обе дороги - каждая по своему интересна. Пару слов об этом...
Северный заход порадует сталкерскими сюрреалистическими картинками
Здесь были люди. Когда то.
А здесь люди пока ещё остались. Вот, кстати, классическая мусорка по казахски - все отбросы раскидываются по периметру от поселения прямо в степи. Внутри более менее чисто.
Хотя остатки деятельности более раннего, чем современный человек, намного интереснее и красивее.
Это если коротко про северный заход. Альтернативный заход через Кульсары интересен полностью высохшим солончаком на пару километров вполне пригодным для езды, что весьма редко. Обычно солончак поглощает авто не далее 20-30 метров от берега.
Групповая прокладка трассы. Чем больше человек на единицу площади тем ближе к давлению машины на грунт. Кстати, забыл сказать - в Казахстане к нам примкнуло ещё 2 патруля из России. Кацапов мы конечно запускали вперёд, хотя они похоже то же самое делали с хохлами. Было весело.
Поехали! Главное не сбрасывать скорость, не останавливаться и следить за влажными участками. Внимание - не повторяйте это самостоятельно, для вас работали профессионалы :)
Кульсарское направление тоже богато на мавзолейчики, хотя они посвежее северных.
Что то я отвлёкся... кажется мы ехали на Актолагай. Вот и он.
Отличительная черта Актологая - меловая и известковая порода.
Острые и резкие формы отличают эти места от других.
Вода Сарматского моря уходила постепенно, судя по кольцам.
День пути из Актолагая и мы попадаем в Тузбаир.
Тузбаир (N44°01'33,47" E53°21'33,34")
Тузбаир – место внешне малоприметное, хотя находится в считанных километрах от автомагистрали в районе подъема Маната. В этом месте чинк (обрыв) плато Устюрт круто обрывается каскадом глинисто-известняковых ступеней, в основании которых лежит обширный солончак, называемый в здешних краях сором.
Колористка нереальная, масштабы запредельные. У нас такого нигде нет.
Натурально слоённый пирог. Трасса Бейнеу-Шетпе проходит прямо сквозь Тузбаир. Трасса на фото.
Вблизи всё выглядит как кофе со сливками. Нямки.
И кстати, поаккуратней на трассе - не раздавите черепах. Они тут лазят прямо под колёсами. Можно набрать пяток на ужин - про черепаховый суп будет в 3й чати ;)
Что то я разошёлся с фотками - представляю какой будет трафик... ладно, идём дальше.
Айракты-Шоманай, Долина замков (N44°16'02,11" E52°06'55,92")
Айрактинские горы действительно выглядят как сказочные замки со шпилями, башнями, колоннадами и крепостными стенами.
На входе в долину, если заезжать напрямик от Шетпе, встречается выход на поверхность конкреций - про них я расскажу дальше.
Машина здесь выглядит как НЛО посреди Крещатика.
Цветовая комбинация поражает. "Замки" бывают разные как по цвету и составу породы, так и по форме. С острыми концами их меньше.
Гора Шеркала (N44°15'17,66" E52°00'23,04")
Вот что про неё пишут:
Кто по-настоящему желал узнать край Мангистау, тот обязательно бывал в великолепных горных каньонах, которые венчает красавица-Шеркала.
Высится посреди пустынных просторов гордая Шеркала – гора -Сфинкс своенравная и не терпящая любопытных зевак. На нее трудно забираться, еще труднее слезть, в ее пещеры нельзя заходить – они населены духами. Так уверяют местные старожилы.
Шеркалу считают одной из святынь Мангистау.
По факту не впечатлило, но раз было по пути - то почему бы и нет. Возможно кого то и зацепит. Ладно, пока хватит, уж больно страница большая получается, остановимся пока на передышку.
Это была часть 2я серия 1я. Дальше будет... ;)